Налоговые риски иностранных инвесторов в Российской Федерации: мифы и реальность

В начале 2000-х годов ряд иностранных инвесторов рассматривал возможность приобретения российского бизнеса или стратегического партнерства с российским бизнесменами, но отказались от сделок, в том числе, по причине высоких налоговых рисков российских компаний-партнеров. Несостоявшиеся сделки широко обсуждались в деловых кругах, в результате чего у зарубежных бизнесменов сложились негативные стереотипы относительно высоких налоговых рисков, связанных с инвестициями в Россию.За последние несколько лет большинство крупных российских компаний кардинально пересмотрели подход к оценке налоговых рисков и отказались от применения агрессивных схем минимизации налогообложения. Российское налоговое законодательство также стало более совершенным и предсказуемым, в нем появились нормы, привычные для западных инвесторов. Тем не менее, как показывает практика, представление иностранных инвесторов о том, что инвестирование в акции российских компаний сопряжено с существенными налоговыми рисками, в ряде случаев не изменилось. Находясь в плену устоявшихся стереотипов, зарубежные инвестиционные банки и фонды упускают уникальные возможности на российском рынке.Миф 1. Все российские компании применяют агрессивные схемы налоговой минимизации

На самом деле:  агрессивная минимизация налогообложения давно перестала быть нормой для российского бизнеса и большинство компаний, рассматривающих возможность привлечения стратегических иностранных инвесторов или внешнего финансирования,  в полном объеме отражают в бухгалтерском и налоговом учете все доходы и расходы и уплачивают установленные налоги.

Под давлением контролирующих органов налогоплательщики отказались от ряда агрессивных схем минимизации налогообложения, таких как использование фирм-однодневок, неполное декларирование объектов налогообложения с использованием вексельных схем, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

Пример. До 2008 года некоторые компании, занимающихся продажей импортной бытовой техники на российском рынке применяли схемы минимизации таможенных платежей – «серый» и «черный» импорт[1], а также иные агрессивные схемы налоговой минимизации. После предъявления существенных налоговых претензий ряду розничных сетей, которые поставили их на грань банкротства, крупные игроки российского рынка в 2008-2010 гг. отказались от схем минимизации таможенных платежей при импорте и перешли на централизованные закупки импортных товаров у специализированных компаний-импортеров. Такие компании-импортеры, в большинстве случаев, являются аффилированными лицами крупных иностранных компаний-производителей товаров, полностью уплачивают таможенные платежи и являются добросовестными налогоплательщиками, что существенно снижает таможенные и налоговые риски российских покупателей.

На практике отказ от схем минимизации налогообложения происходил не единовременно, а поэтапно, в течение нескольких лет. На начальном этапе бизнесмены постепенно снижали долю неофициальных продаж и закупок, увеличивали «официальную» заработную плату, полностью отражали на балансе организаций имущество, фактически принадлежащее им на праве собственности. Параллельно происходил перевод основных операционных активов и деятельности в новые организации, не подверженные историческим налоговым и таможенным рискам, а также  сокращение количества юридических лиц, через которые осуществлялся бизнес. В результате  бизнес концентрировался в нескольких основных организациях, тогда как юридические лица, занимающиеся непрофильной деятельностью или существенно вовлеченные в неофициальные расчеты, были проданы или ликвидированы. Такие процессы требовали значительных административных усилий и сопровождались существенным снижением рентабельности бизнеса как вследствие увеличения налоговой нагрузки (дополнительные ЕСН и социальные взносы с официально выплачиваемых зарплат, налог на имущество в отношении принятых к учету объектов основных средств и др.), так и за счет увеличения расходов на закупки товаров (работ, услуг) вследствие отказа от поставщиков — «недобросовестных налогоплательщиков» и перехода на закупки у поставщиков, уплачивающих все установленные налоги.

Такой эволюционный процесс налоговой легализации бизнеса был характерен для многих крупных российских холдингов в различных отраслях, которые, начиная с середины 2000-х годов, активно занимались «очисткой» бизнеса от налоговых схем и переходом на достоверное декларирование объектов налогообложения и полную уплату налогов.

В результате в настоящее время крупный российский бизнес практически полностью отказался от схем налоговой минимизации, которые широко применялись в начале 2000-х, а агрессивную налоговую политику можно наблюдать только на уровне отдельных мелких и средних компании.

Миф 2. У инвестиций в российский бизнес низкая налоговая эффективность

На самом деле: режим налогообложения доходов от прямых иностранных инвестиций в России нельзя считать избыточно обременительным. Российская Федерация имеет развитую систему соглашений об избежании двойного налогообложения, обеспечивающую низкую эффективную ставку налогообложения доходов иностранного инвестора от российских источников, а также не облагает доходы зарубежных дочерних компаний российских холдингов. При выполнении определенных условий иностранные инвесторы не облагаются российскими налогами в отношении доходов от продажи акций (долей) российских компаний.

Представление о недостаточной налоговой эффективности российских инвестиций сформировалось до того, как Российская Федерация подписала большую часть из действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящее время Россия имеет 77 действующих соглашений об избежании двойного налогообложения[2], включая соглашения с большинством европейских стран (в том числе с Германией, Францией, Нидерландами, Швейцарией и др.), а также США, Бразилий, Китаем, Японией, ЮАР и рядом других стран. Указанные соглашения предусматривают пониженные, по сравнению с установленными национальным законодательством, ставки налогов на доход в форме процентов, дивидендов и роялти. Учитывая положения соглашений об избежании двойного налогообложения, иностранные инвесторы могут разработать эффективную с налоговой точки зрения структуру владения российским бизнесом, в том числе, через холдинговые компании в европейских юрисдикциях (таких как Кипр, Нидерланды, Люксембург), которые снижают эффективную налоговую ставку налогообложения доходов иностранного инвестора до уровня, не превышающего эффективную ставку налогообложения при инвестировании в страны с развитой рыночной экономикой.

Ряд положений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией, предусматривает не только льготный режим налогообложения доходов, получаемых иностранным инвестором от российского бизнеса, но и налоговые преимущества для дочерних компаний в России, что дополнительно снижает эффективную налоговую ставку, по которой облагается прибыль иностранных инвесторов. Такие налоговые преимущества, в частности, предусматривают более льготные по сравнению с российским налоговым законодательством условия принятия к вычету ряда расходов для целей налогообложения прибыли. Например, Протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Францией[3] предусматривает вычет для целей налогообложения всех расходов российской дочерней компании, связанных с ведением бизнеса, в том же порядке, что и в соответствие с национальным законодательством материнской компании во Франции, а Протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией[4] предусматривает неограниченный вычет расходов на рекламу российскими дочерними компаниями немецких инвесторов.

Исключительно привлекательным для инвесторов также является отсутствие в российском законодательстве специальных правил налогообложения доходов иностранных контролируемых компаний (CFC rules[5]). То есть, если российская компания имеет дочерние компании в других странах, Россия не облагает доходы таких дочерних компаний дополнительным налогом на прибыль, даже если ставка налога на прибыль в таких странах ниже, чем в России. Это снижает налоговые затраты, связанные с необходимостью доплачивать в России налоги в отношении доходов от зарубежных дочерних компаний и повышает привлекательность России как холдинговой юрисдикции. Для сравнения — налоговое законодательство большинства стран Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов), а также США, Японии и Китая предусматривают право этих стран в определенных случаях облагать доходы зарубежных дочерних компаний национальных холдингов.

Налогообложение доходов иностранного инвестора при продаже российских инвестиций также нельзя считать излишне обременительным. Доходы от продажи акций (долей) российских компаний облагаются в России налогом у источника выплаты по ставке 20% только в том случае, если недвижимое имущество составляет более 50% активов такой компании (кроме реализации акций через биржу)[6]. Указанная ставка налога на доходы может быть понижена в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения. Следует особо отметить, что указанный налог на доходы может быть уплачен только если организация-покупатель акций (долей) имеет регистрацию в российских налоговых органах. Если и продавец и покупатель акций (долей) российской компании являются иностранными юридическими лицами, не имеющими регистрации в российских налоговых органах, механизм уплаты налога на доход в российский бюджет законодательно не установлен[7].

С 1 января 2011 года российское налоговое законодательство было дополнено нормой, предусматривающей применение нулевой ставки налога на доходы  в отношении доходов от продажи акций российских компаний в случае, если продавец владел акциями более 5-ти лет и акции не допущены к публичным торгам на российских площадках (кроме акций высокотехнологичных компаний, которые освобождаются независимо от факта котировки на российских биржах)[8]. Эта новая норма существенно повышает привлекательность прямого владения российским бизнесом с налоговой точки зрения и соответствует практике развитых стран.

Миф 3.  Налоговая нагрузка на российский бизнес выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой 

На самом деле: в России максимальная ставка налога на прибыль для национальных компаний составляет 20%[9], что существенно ниже, чем во Франции (33,33%), Великобритании (28%), Швеции (26,3%), а также США (максимальная федеральная ставка – 35%, региональная – 12%) и Японии (30%)[10].

В соответствие с действующим законодательством[11], налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается как все доходы, полученные российской организацией (без учета НДС), уменьшенные на документально подтвержденные и экономические обоснованные расходы. В отличие от норм, действовавших в 90-е годы, которые предусматривали, что налоговый вычет может быть заявлен только в отношении ограниченного перечня  законодательно установленных расходов, налоговые вычеты могут быть получены  практически по всем расходам, связанных с нормальным ведением бизнеса. К невычитаемым расходам относятся расходы социального характера, благотворительность, а также отдельные расходы, в отношении которых налоговый вычет органичен лимитами (такие как отдельные виды расходов на рекламу, процентные расходы и др.). Такой подход, в целом, соответствует практике большинства развитых стран.

Несмотря на то, что требования российского законодательства к документированию расходов являются достаточно формальными, как правило, если организация налогоплательщик должным образом ведет бухгалтерский и налоговый учет, величина расходов, невычитаемых  по причине их недостаточного документирования, является несущественной, и как следствие —  у таких налогоплательщиков  эффективная ставка налога на прибыль незначительно выше, чем законодательно установленная.

Субъекты Российской Федерации имеют ограниченную самостоятельность в части установления региональных налогов. В частности, они не вправе увеличивать ставку налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет, выше максимально установленной – 18%, а также вводить иные налоги, взимаемые из прибыли организаций, которые могли бы увеличить эффективную ставку налогообложения прибыли. Однако субъекты Федерации вправе уменьшить ставку налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет до 13,5%[12], и активно пользуются этим правом для повышения своей инвестиционной привлекательности.

В большинстве субъектов Федерации предусмотрено полное или частичное освобождение инвесторов от региональных налогов на период реализации инвестиционных проектов путем заключения  инвестиционных соглашений между исполнительным органом власти и налогоплательщиком. Некоторые регионы (например, Санкт-Петербург, Московская область[13]) установили заявительный порядок получения инвестиционных налоговых льгот: инвестируя в российский бизнес в установленных суммах инвестор вправе претендовать на установленное в региональном законодательстве уменьшение налоговых платежей при соблюдении заранее установленных условий. При этом подписания инвестиционного договора и согласования параметров инвестиционного проекта с региональными органами исполнительной власти не требуется, что исключает коррупционную составляющую и делает правила получения налоговых льгот достаточно прозрачными.

Миф 4. Западные специалисты не могут, а российские – не хотят выполнять требования российского налогового законодательства

На самом деле: в настоящее время большинство российских компаний имеет в штате высококвалифицированных налоговых специалистов, которые в состоянии составить достоверную налоговую отчетность, а также своевременно и полностью уплатить налоги в бюджет.

Одним из барьеров на пути иностранных инвесторов в начале 2000-х был недостаточный уровень соответствия российских организаций требованиям налогового законодательства: в ряде случаев налогоплательщики были не в состоянии правильно определить свои налоговые обязательства и рассчитаться с бюджетом. Для этого периода была характерна ситуация, когда по  результатам налогового контроля на российские организации налагались существенные налоговые санкции, которые ставили под вопрос возможность дальнейшего  продолжения бизнеса.

Основными причинами таких проблем были, с одной стороны, множественные и подчас противоречивые  изменения налогового законодательства, а с другой – недостаток квалифицированного персонала, отвечающего за правильность исчисления налогов в организациях.

Многие российские организации, предпринимавшие попытки привлечения иностранных инвестиций, сталкивались с невозможностью наладить диалог между налоговыми специалистами потенциального иностранного инвестора и работниками, занимающимися вопросами налогообложения в российской организации-объекте инвестиций, вследствие языкового барьера и недостатка специальных знаний у последних. В результате западные специалисты констатировали невозможности эффективно управлять налогообложением в России самостоятельно из-за отсутствия достаточной информации и низкого уровня контроля за налогообложением со стороны российского персонала.

В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Как показывает практика, начисление российским организациям-налогоплательщикам существенных сумм налогов и штрафов по результатам налоговых проверок остались в прошлом вследствие, с одной стороны, установлению четких правил определения налоговых обязательств, а с другой – повышения грамотности налогоплательщиков.

По сравнению с началом 90-х годов существенно повысилась стабильность налогового законодательства: изменения носят скорее эволюционный, нежели революционный характер. Принципы стабильности налогового законодательства и недискриминации налогоплательщиков закреплены в Налоговом Кодексе РФ. В частности, правила исчисления налогов остаются неизменными, как минимум, в течение налогового периода, нормативные акты, устанавливающие новые налоги, вступают не ранее первого января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования[14]. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги (сборы), повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков и плательщиков сборов, обратной силы не имеют[15]. Таким образом, налогоплательщики имеют возможность адаптироваться к изменениям правового поля и полностью соответствовать требованиям законодательства о налогах и сборах.

В большинстве крупных и средних российских организаций за исчисление и уплату налогов отвечают специалисты, имеющие не только профильное образование, которое в целом соответствует западным стандартам, но и прошедшие международную сертификацию. Российские организации, имеющие целью привлечение иностранных инвестиций, как правило, имеют в штате специалистов, компетентных в области налогообложения, которые могут свободно общаться с инвесторами на одном профессиональном языке. С их помощью западные специалисты способны разобраться в российской системе налогообложения, которую нельзя считать более сложной, чем налоговые системы США и западноевропейских стран, и эффективно контролировать налоговую политику российской дочерней компании.

Миф 5. В России невозможно законное снижение налоговых платежей

На самом деле: искушенные в налоговых вопросах иностранные инвесторы и их консультанты, как правило, находят возможности законным способом уменьшить налоговые платежи в России.

Учитывая, что российское законодательство достаточно молодое, в нем не предусмотрены специальные правила и ограничения       в отношении отдельных операций, которые налогоплательщики используют, в том числе, для законного снижения налогового бремени (в отличие от законодательства стран Западной Европы, США и Японии).

Пример. В России нет ограничений на перенос налоговых убытков в случае, если происходит изменение состава акционеров организации-налогоплательщика. Это означает, что иностранный инвестор может приобрести российскую организацию, реализующую инвестиционный проект, который еще не достиг стадии прибыльности, без потери права на налоговый вычет расходов, понесенных на начальной стадии реализации проекта предыдущим собственником. Особенно привлекательна эта норма может быть для инвесторов, приобретающих бизнес на начальных этапах развития, например, высокотехнологичный бизнес, стоимость которого формируется, преимущественно, за счет понесенных расходов на научные исследования и разработки, а также нефтегазовый бизнес, когда его стоимость определяется исходя из расходов на получение лицензий на месторождения и затрат на геолого-разведочные работы. Напротив, в ряде развитых стран (например, в США) при смене акционера право на вычет накопленных налоговых убытков может быть утрачено.

Как правило, иностранные инвесторы уделяют особое внимание управлению налогообложением приобретенного бизнеса, что подразумевает, в частности, раннюю диагностику существенных налоговых рисков и разработку практических мероприятий по их снижению. К числу возможных законных направлений снижения налоговых платежей, которые широко используют иностранные инвесторы, можно, в частности, отнести оптимальное с налоговой точки зрения структурирование приобретения российского бизнеса, своевременное и полное заявление всех причитающихся налоговых вычетов, правомерное использование налоговых льгот.

***

Устойчивость стереотипов относительно высоких налоговых рисков инвестирования в России подтверждает тот факт, что в 2010 году более половины иностранных инвесторов рассматривали российскую налоговую систему как фактор, негативно влияющий на инвестиционный климат[16].  Инвесторы полагали, что по ряду направлений (например, обоснование экономической природы операций, трансфертное ценообразование и вычет расходов для целей налогообложения прибыли) необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, а также необходима большая последовательность в трактовке и применении законодательства налоговыми органами и судами. Негативное восприятие российской налоговой системы иностранными инвесторами, скорее всего, не обусловлено сложностью взаимодействия с налоговыми органами: исследование показало, что большинство респондентов оценивало свои взаимоотношения с налоговыми органами как нейтральные.

 

Ряд международных  ассоциаций иностранных инвесторов называют достаточно низкие ставки налогообложения прибыли, доходов и имущества среди факторов, повышающих привлекательность инвестиций в российский бизнес[17]. Однако большинство информационных ресурсов, доступных широкому кругу иностранных инвесторов, содержит лишь отрывочную или зачастую неактуальную информацию о российской налоговой. Как правило, доступные данные ограничены общей информацией об основных налогах, взимаемых в России, и не позволяют оценить существенные системные изменения, произошедшие в последние годы, такие как совершенствование законодательства, повышение грамотности налогоплательщиков и качества работы налоговых органов.

 

Российская налоговая система и внутренний рынок в целом быстро развиваются[18], информация о налоговых аспектах прямых инвестиций в российский бизнес быстро устаревает. Поэтому при  принятии инвестиционных решений необходимо привлекать консультантов и основываться на актуальных источниках информации о состоянии российского рынка и особенностях действующего налогового законодательства, а не на исторических данных. Иностранные инвесторы, имеющие адекватное представление об уровне налоговых рисков российских организаций — объектов инвестиций,  получают существенные конкурентные преимущества, поскольку имеют возможность реалистично оценить рыночную стоимость российского бизнеса и предложить конкурентную цену российским продавцам.

[1] Под «серым импортом» понимается неполная уплата таможенных платежей (например, вследствие недостоверного декларирования стоимости ввозимых товаров), а под «черным» импортом — неуплата таможенных платежей (например, ввоз товара без таможенного оформления).

[2] Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения приведен в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 23 марта 2011г. №03-08-05

[3] Конвенция от 26 ноября 1996 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об ибежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество

[4] Соглашение от 29 мая 1996 г. между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

[5] CFC rules (controlled foreign company or controlled foreign corporation rules) – правила контролируемой иностранной компании – специальные нормы налогового законодательства, разработанные для борьбы с укрыванием прибылей транснациональных корпораций в низконалоговых юрисдикциях. Эти правила предусматривают налогообложение части доходов иностранных дочерних компаний, являющихся резидентами низконалоговых юрисдикций, на уровне их акционера- налогового резидента соответствующего заинтересованного государства.

[6] Пп.5 п. 1 ст. 309 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000г. №117-ФЗ

[7] Указанные положения российского законодательства являются более льготными по сравнению с аналогичными нормами налогового законодательства ряда развитых стран. Например,  США обязывают иностранное юридическое лицо-продавца американской дочерней компании, не менее 50% рыночной стоимости которой в течение специально определяемого расчетного периода составляет недвижимое  имущество (как непосредственно отраженное на ее балансе, так и контролируемое через участие в компаниях-собственниках недвижимого имущества), самостоятельно подать декларацию о доходах в американские налоговые органы и уплатить налог на доход. Такая норма затрудняет манипулирование стоимостью недвижимого имущества американской дочерней компании с целью уклонения от уплаты налога на доход, а также исключает возможность не платить налоги в США, рассчитываясь за акции американской дочерней компании через офшоры.

[8] П. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000г. №117-ФЗ

[9] Максимальная ставка налога на прибыль (20%) складывается из 18%, которые подлежат зачислению в бюджет субъекта Федерации, и 2%, которые уплачиваются в федеральный бюджет.

[10]По состоянию на начало 2011 г. по данным IBDF Tax Research Platform (http://www.ibfd.org)

[11] П. 1 ст. 247 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000г. №117-ФЗ

[12] П. 1 ст. 284 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000г. №117-ФЗ

[13] См. Закон Санкт-Петербурга  от 14 июля 1995 г. «О налоговых льготах» и Закон Московской области 24 ноября 2004 г. «О льготном налогообложении в Московской области»

[14] П. 1 ст. 5 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ

[15] П. 2 ст. 5 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ

[16] К таким выводам пришли специалисты компании «Эрнст энд Янг» по результатам проведенного опроса  компаний-налогоплательщиков (см. www.ey.com/Publication/…Tax-Survey…/2010-Tax-Survey-EN.pdf)

[17]В частности, инвесторы из Дании (www.rdbforum.com/investment/russia) и Германии www.russlandjournal.de/Wirtschaft/Ratgeber/Russlandgeschaeftchancen) оценивают низкие ставки корпоративного налогообложения в России как фактор, повышающий инвестиционную привлекательность, а специалисты компании OCRA Worldwide даже рассматривают Россию в качестве низконалоговой юрисдикции, которая может быть использована для получения дивидендов с минимальными налоговыми расходами (см. www.ocra.com/solutions/investing_Russia.asp).

18] Например, с 01 января 2012 года введены новые правила контроля за трансфертными ценами, а также институт консолидированного налогоплательщика

 

Опубликовано в Налогообложение Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*