Управление налогообложением: 5 практических советов собственнику

 

Как правило, собственники проявляют минимальный интерес к процессу управления налогообложением в компании, что вполне логично, учитывая, что исчисление и уплата налогов не являются ключевыми бизнес процессами. Однако есть отдельные аспекты, связанные с налогообложением, на которые собственнику стоит обратить внимание при мониторинге финансового состояния компании. Это может позволить избежать ситуации, когда налоговые риски существенно снижают стоимость бизнеса.

Налоговая политика: когда не стоит рисковать

Выбор управленческих решений, характеризующихся высоким уровнем риска и приносящих максимальную налоговую экономию, можно охарактеризовать как агрессивную налоговую политику. Сущность такой политики заключается в принятии существенных рисков ради получения налоговой экономии, а также сознательном использовании схем минимизации налогообложения. Агрессивная налоговая политика может быть характерна для компаний, входящих на рынок или осуществляющих стратегию абсолютного лидерства в издержках.

Напротив, консервативная налоговая политика предполагает обеспечение соответствия налоговому законодательству во всех существенных аспектах и неготовность принимать налоговые риски, связанные трактовкой спорных вопросов исчисления налогов. Консервативная налоговая политика характерная для компаний, находящихся в фазе зрелости, которые полностью уплачивают налоги с целью снижения рисков и поддержания позитивного имиджа в глазах контрагентов и инвесторов.

Налоговая политика компании определяется, в первую очередь, готовностью ее собственников нести соответствующие риски, а также ее стратегией. В свою очередь как позиция собственников по отношению к принятию налоговых рисков, так и стратегия компании могут меняться с течением времени, в связи  чем может потребоваться пересмотр налоговой политики. В частности, если собственник рассматривает возможность выхода из бизнеса в среднесрочной перспективе, привлечение иностранного инвестора или начало работы с международными клиентами и/или поставщиками, может потребоваться заблаговременный отказ от агрессивной налоговой политики. В противном случае, возможно существенное снижение цены бизнеса при продаже, заключение соглашений с инвестором на менее выгодных условиях и отказ крупных игроков от сотрудничества с компанией.

СОВЕТ: убедитесь, что налоговая политика компании учитывает Ваши среднесрочные планы развития бизнеса, о которых руководство компании может еще не знать.

Достаточно ли аудиторского заключения?

Одним из источников информации, позволяющих сделать вывод о надежности показателей налоговых расходов и обязательств, отраженных в финансовой отчетности, является  аудиторское заключение. Теоретически, безоговорочное аудиторское заключение свидетельствует о том, что финансовая отчетность компании достоверна во всех существенных аспектах, включая информацию о величине налоговых расходов и обязательств.

Однако налоговые расходы и обязательства, отраженные в проаудированной финансовой отчетности компании, могут быть пересмотрены в сторону увеличения при проведении предынвестиционного налогового исследования вследствие ограничениях аудиторских процедур (таких как уровень материальности, устанавливаемый аудитором) и/или неполного раскрытия информации аудитору. Например, неполное раскрытие информации может иметь место, если руководство компании не предоставляет аудитору данные управленческого учета, позволяющие оценить величину неотраженных налоговых обязательств, а также информацию о фактах получения или передачи средств акционерам путем заключения сделок с ними на нерыночных условиях.

Таким образом, при принятии стратегических решений (например, при определении индикативной цены бизнеса) не стоит полагаться исключительно на показатели финансовой отчетности в части величины налоговых расходов и обязательств. Для получения более точной информации о налоговых рисках, способных оказать существенное влияние на стоимость акций компании, можно привлечь консультантов и провести налоговое предынвестиционное исследование.

СОВЕТ: аудиторское заключение не должно быть единственным источником информации о величине и вероятности налоговых рисков компании при принятии стратегических решений.

Сколько стоит одна декларация?

Риски, связанные с исчислением и уплатой налогов, могут считаться критическими, если величина потенциальных неблагоприятных последствий существенна. В этом случае разработка и внедрение системы управления соответствующими налоговыми рисками является настоятельной необходимостью. Напротив, если существуют надежные доказательства, что риски, связанные с неправильным расчетом налогов, являются несущественными, дополнительные усилия по обеспечению соответствия законодательству, могут оказаться экономически необоснованными. То есть, процесс управления налогообложением должен основываться на принципах существенности и рациональности.

В отсутствие существенных изменений в бизнесе или внешней среде, большая часть операций по ведению налогового учета и составлению налоговой отчетности компании являются рутинными процессами, которые не требуют вовлечения высокооплачиваемых специалистов в области налогообложения на постоянной основе.  В этом случае снижение налоговых рисков и расходов может быть достигнуто, преимущественно, путем стандартизации  и автоматизации документооборота, а также введением на регулярной основе процедур внутреннего контроля качества налоговой информации.

При оценке эффективности налоговой функции компании можно сопоставить деньги, которые компания тратит на соответствие налоговому законодательству, и цену возможных ошибок или несоответствий. Руководство компании также должно иметь представление о том, соответствует ли подход компании в части принятии налоговых рисков, а также расходы на обеспечение соответствия налоговому законодательству, подходу сопоставимых компаний в отрасли.

СОВЕТ: рассматривайте обеспечение соответствия налоговому законодательству как рутинный бизнес процесс, который должен быть эффективным, а не как уникальную услугу, предполагающую премию за эксклюзивность.

Кадры решают все

Уровень развития налоговой функции и ее кадровое обеспечение должны  соответствовать приоритетам компании. При этом следует иметь в виду, что большой штат учётных работников, а также наличие в штате сотрудников с высокой квалификацией не являются гарантией снижения налоговых рисков до приемлемого уровня.

К числу основных характеристик, свидетельствующих о достаточности кадрового обеспечения налоговой функции, является ее способность адаптироваться к существенным изменениям в деятельности компании, ее организационной структуре или внешней среде. При этом  под адаптивностью понимается способность обеспечить соответствие налоговому законодательству в изменяющихся условиях как собственными силами, так и путем получения недостающей информации (знаний) у сторонних консультантов. То есть, оцениваться должно скорее умение своевременно выявить проблемную область и привлечь к ней внимание руководства, чем готовность предложить то или иное техническое решение.

Для эффективного управления налоговыми рисками в ситуациях, когда компетенций или опыта штатных сотрудников может быть недостаточно, целесообразно привлекать сторонних налоговых консультантов, например, когда компания планирует разовую крупную сделку, реорганизацию или иные существенные изменения. При этом сторонние консультанты могут предлагать технические решения, направленные на снижение налоговых рисков, тогда как практическая работа по подготовке документации и формированию регистров налогового учета может быть выполнена штатными сотрудниками.

СОВЕТ: оптимальным решением может стать объединение усилий сотрудников компании и услуг сторонних налоговых консультантов, привлекаемых для решения нетипичных для бизнеса или сложных вопросов.

Трудности автоматизации   

Одним из направлений повышения эффективности налоговой функции может стать автоматизация процесса расчета налогов и составления налоговой отчетности.  Автоматизация может позволить существенно снизить расходы на ведение учета и составление отчетности, повысить качество учетной информации, увеличить скорость составления и обработки первичных документов, а также сократить сроки составления отчетности.

Однако на практике далеко не всегда автоматизация приводит к ожидаемым положительным результатам и позволяет достичь экономии. В ряде случаев даже при наличии функционирующего  программного обеспечения сохраняется ручная обработка информации, а также несистемное формирование налоговых регистров и налоговой отчетности с использованием вспомогательных программ, что существенно увеличивает трудозатраты и риск технических ошибок. Как правило, такая ситуация складывается в случае, если внедрение программного продукта было проведено не системно, сотрудники не готовы работать по-новому и не имеют достаточных технических навыков для успешной работы с программным продуктом.

Отсутствие навыков работы с программным продуктом может также спровоцировать создание «адаптированных» программных настроек, без которых стандартное программное обеспечение якобы не может быть применено, принимая во внимание специфику деятельности компании.  Такие «адаптированные» настройки могут не только существенно снизить эффективность обработки информации, но  и затруднить переход на последующие версии программного продукта. В этой связи после завершения проекта по автоматизации целесообразно проведения аудита информационной системы, который, в частности, может включать оценку степени использования программного обеспечения и проверку его работоспособности.

СОВЕТ: в большинстве случаев автоматизация бухгалтерского и налогового учета возможна на базе стандартных программных продуктов, если Вас убеждают в том, что необходимо дорогостоящее «адаптированное» решение, проконсультируйтесь с независимым специалистом.

Опубликовано в Налогообложение Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*