С 1 января 2012 г. введены принципиально иные правила трансфертного ценообразования, что является вызовом для российских групп компаний со сложной структурой. Смогут ли они в полной мере соответствовать новому законодательству? Что для этого потребуется и сколько это будет стоить?
Данные вопросы актуальны не только для руководителей компаний, но и для инвестиционных фондов, которые уже вкладывали средства в российские группы или планируют это делать.
Мы предлагаем сократить число компаний в группе, что позволит не только исключить риски трансфертного ценообразования, но и существенно снизить административные расходы.
Ведение бизнеса через группу, состоящую из большого числа юридических лиц, влечет за собой необходимость обмена ресурсами и услугами, а также перераспределения денежных средств между компаниями группы, что приводит к большому количеству внутригрупповых операций. Еще одной причиной существенного объема операций между компаниями группы является функциональная специализация, когда одни компании владеют активами (недвижимостью, интеллектуальной собственностью, исключительными правами и т. п.), а другие осуществляют производственную и торговую деятельность, предполагающую их использование.
Учитывая, что компании группы контролируют одни и те же акционеры, менеджмент традиционно уделяет недостаточно внимания вопросам ценообразования на операции между компаниями группы. В результате платежи за использование активов, а также цены на товары, работы или услуги, передаваемые в рамках группы, могут быть установлены выше или ниже рыночного уровня. Один из типичных примеров: имущественные компании вовремя не пересматривают размер арендной платы для компаний группы в связи с изменением рыночных цен.
Потенциально применение нерыночных цен может приводить к существенному искажению выручки и финансового результата и, как следствие, налоговых обязательств отдельных компаний группы. До последнего времени налогоплательщики не придавали таким рискам особого значения, поскольку на практике доначисление налогов вследствие применения правил трансфертного ценообразования было затруднено из-за недостаточного уровня развития законодательной базы и отсутствия информации, которая могла быть использована для контроля цен. В ряде случаев налоговые органы не в состоянии были доказать, что применяемые ими для перерасчета налоговых обязательств цены являются рыночными, что они правильно применили установленную законом последовательность использования методов определения рыночных цен и корректно рассчитали сумму дополнительных налогов, подлежащих уплате.
Почему нужны изменения?
С 1 января 2012 г. введены принципиально новые правила контроля цен, в том числе детально регламентирован порядок определения рыночных цен, перечислены источники информации о рыночных ценах и механизм налогового контроля.
Кардинальным отличием является отказ от формального анализа соответствия цены рыночному уровню, который был основан на анализе отклонения цены от среднего значения или отраслевых показателей более чем на 20%. Вместо этого предусмотрен переход к определению интервала рыночных цен на основе анализа экономической деятельности налогоплательщика, включая стоимость используемых активов, функции, которые налогоплательщик осуществляет в процессе выполнения работ и оказания услуг, а также распределение коммерческих рисков между продавцом и покупателем. При этом корректировка цен может быть предложена, даже если их отклонение от рыночного уровня будет менее 20%.
В результате таких изменений применение трансфертных цен, которые не требовали корректировки по старым правилам, может повлечь за собой существенные риски налоговых доначислений с введением нового регулирования. Законодательство также предусматривает необходимость подготовки специальной документации, подтверждающей трансфертные цены, и возможность наложения штрафов (начиная с 2013 г.) в случае неполной уплаты налогов вследствие применения трансфертных цен.
Новые положения законодательства могут повлечь за собой значительные налоговые доначисления для налогоплательщиков, не сумевших своевременно адаптироваться к новым правилам игры. Кроме этого налогоплательщики вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с подготовкой документации, подтверждающей цены. При этом многим компаниям будет не обойтись без привлечения сторонних консультантов для проведения функционального анализа и расчета интервала цен. Учитывая, что правоприменительная практика еще не сформирована, даже помощь консультантов и подготовка пакета документов для обоснования трансфертных цен не может считаться гарантией от налоговых претензий. В свою очередь, ситуация, когда большинство налоговых претензий, связанных с применением трансфертных цен, успешно оспаривается в судебном порядке, может кардинально измениться: новые правила дают налоговым органам возможность аргументированно оспаривать нерыночные цены.
Существенные риски трансфертного ценообразования могут в конечном счете негативно повлиять на капитализацию и понизить привлекательность инвестиций в акции группы, и, напротив, ослабление этих рисков может стать одним из конкурентных преимуществ при привлечении инвестиций.
Присоединять или нет?
Наиболее простым способом снижения рисков трансфертного ценообразования и устранения проблем избыточного числа компаний в группе может быть присоединение компаний группы к одной из существующих крупных компаний. Такое решение не только позволяет сократить административные расходы, связанные с содержанием большого числа юридических лиц, но и может стать первым шагом к построению прозрачной бизнес-модели, привлекательной для стратегических инвесторов и банков.
Слияние компаний – собственников активов и операционных компаний полностью исключает целый ряд налоговых рисков, в частности:
- доначисление налогов (НДС, налог на прибыль) компании – собственнику актива при предоставлении актива в пользование компаниям группы по заниженным ценам;
- доначисление налога на прибыль операционной компании в результате оспаривания вычета расходов вследствие завышения платы за пользование активами, а также в связи с недостаточным документальным оформлением услуг, оказанных компаниями группы.
Присоединение может стать инструментом снижения рисков недостаточной капитализации (потеря права на налоговый вычет процентов по контролируемой задолженности, включающей, в частности, задолженность перед российскими компаниями, которые признаются аффилированными лицами иностранных акционеров заемщика) путем присоединения к заемщику компании с существенными чистыми активами, а также полностью устранить риски недостаточной капитализации при совпадении после реорганизации заемщика и кредитора по контролируемой задолженности.
Кроме этого сокращение числа юридических лиц в группе влечет за собой административные расходы на составление отчетности, организацию аудиторских проверок, расчет и уплату налогов в отношении каждого юридического лица.
Однако при планировании и проведении присоединения нужно учитывать налоговые последствия, иначе предполагаемая экономия может обернуться значительными налоговыми потерями.
Само по себе присоединение не приводит к возникновению дополнительных налоговых обязательств у присоединяемой и присоединяющих компаний, однако согласно ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части уплаты налогов признается присоединившее его юридическое лицо. То есть все исторические налоговые риски присоединяемой организации переходят к присоединившей компании. Если такие исторические риски существенны, присоединение не может считаться оптимальной стратегией. Поэтому прежде чем принимать решение о присоединении бизнеса, следует как минимум оценить существенность и природу таких исторических налоговых рисков.
Кроме этого при консолидации бизнеса особое внимание нужно уделить разработке механизмов защиты собственников активов от неправомерных действий менеджмента, а также претензий третьих лиц. На практике это достигается, в частности, за счет создания холдинговой компании для консолидированного бизнеса в иностранной юрисдикции, обеспечивающей защиту акционеров. Такой подход также повышает привлекательность бизнеса для инвестиционных фондов, поскольку существенно снижает юридические риски инвестирования (например, при отчуждении акций иностранной холдинговой компании возможно заключение договора купли-продажи акций по английскому праву, предусматривающему детальные механизмы защиты инвестора).
Каким рискам подвержены неактивные компании?
Как показывает практика, компании, которые не ведут активную хозяйственную деятельность, могут быть подвержены существенным налоговым рискам, обусловленным недостатком внимания к таким компаниям со стороны руководства и сотрудников, отвечающих за соответствие налоговому законодательству в рамках группы. В результате неактивные компании могут столкнуться с рисками, причинами возникновения которых являются неправильный расчет налоговых обязательств, несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, а также невыполнение требований к представлению налоговой отчетности. Помимо этого группа вынуждена нести административные расходы на содержание неактивных компаний, такие как комиссии за ведение банковского счета, аренда офиса, затраты на ведение бухгалтерского учета и др.
Указанные риски и расходы могут снизить эффективность инвестиций в группу российских компаний, если инвестиционный фонд структурирует инвестиции как покупку доли в холдинговой копании группы, которая помимо ключевых активов владеет также рядом неактивных компаний.
С целью сокращения административных расходов и устранения рисков неполной уплаты налогов может быть принято решение о продаже или ликвидации неактивной компании. (Присоединение неактивной компании к одной из операционных компаний группы нецелесообразно, так как в этом случае присоединившая компания унаследует все исторические налоговые риски присоединенной компании.)
Продажа является наиболее простым способом исключения неактивного юридического лица из состава группы. При условии что на балансе неактивной компании нет существенных активов и обязательств, ее рыночная цена не должна быть значительной, а следовательно, налоговые расходы российской компании-акционера, связанные с продажей акций, также не должны быть высокими. Расходы на минимальную предпродажную подготовку и составление договора купли-продажи неактивной компании будут намного меньше по сравнению с продажей активной операционной компании.
Однако на практике достаточно сложно найти покупателя неактивной компании: затраты на регистрацию нового юридического лица могут быть сопоставимы с расходами на приобретение готовой неактивной компании. Кроме того, при покупке акций неактивной компании к покупателю переходят ее исторические риски, включая налоговые, что снижает привлекательность покупки. Поэтому если продать неактивную компанию нереально, имеет смысл рассмотреть возможность ее ликвидации. В этом случае группа понесет расходы по обеспечению юридического сопровождения процесса ликвидации.
***
Уменьшение числа компаний в группе и, соответственно, контролируемых операций, позволяет не только адаптироваться к предполагаемым изменениям законодательства в области трансфертного ценообразования и повысить уровень соответствия налоговому законодательству, но и помогают сделать структуру группы более понятной для существующих и потенциальных инвесторов, а также банков: группа может выйти на новый уровень качества финансовой и управленческой информации, в частности начать применение МСФО и провести аудит по международным стандартам с меньшими затратами. Кроме этого ощутимая экономия может быть получена вследствие сокращения административных расходов на содержание избыточного числа юридических лиц.
Мы полагаем, что одними из инициаторов процесса рационализации российского бизнеса могут стать инвестиционные фонды, которые заинтересованы в снижении налоговых рисков, повышении уровня соответствия законодательству и уменьшении неэффективных расходов объектов инвестиций.
Статья опубликована в журнале «Рынок ценных бумаг» в сентябре 2012 г.
Добавить комментарий