Предынвестиционная подготовка: как фонды прямых инвестиций оценивают налоговые риски

В процессе предпродажной подготовки руководству компании-объекта инвестиций важно суметь увидеть свой бизнес глазами инвестора, чтобы уменьшить или полностью исключить  налоговые корректировки, снижающие цену бизнеса, а также сократить объем налоговых гарантий и компенсаций, которые может потребовать  инвестор. В статье рассмотрен подход фондов прямых инвестиций к оценке налоговых рисков, который может быть нетипичен для российской практики, и на который стоит обратить внимание руководству компании, планирующей привлечение инвестиций.

В большинстве случаев до принятия решения о покупке пакета акций фонды прямых инвестиций проводят предынвестиционное налоговое исследование компании-объекта инвестиций (далее — компания-объект). Такое исследование призвано выявить исторические налоговые риски компании-объекта, которые могут оказать негативное влияние на ее стоимость в будущем, а также привести к репутационным рискам для фонда прямых инвестиций. Существенные налоговые риски могут стать основанием для отказа инвестора от сделки или существенно понизить стоимость приобретаемого пакета акций компании-объекта.

Для выявления налоговых рисков, способных оказать существенное влияние на стоимость акций, руководство компании-объекта может привлечь своих консультантов и провести налоговое предынвестиционное исследование в интересах продавца. Такое исследование позволяет руководству компании-объекта получить максимально консервативную оценку налоговых рисков до начала переговоров с инвестором и тем самым усилить свою переговорную позицию.

Компания-объект также  может устранить негативные последствия ошибок и/или нарушений, выявленных в ходе указанного исследования, путем проведения предынвестиционной подготовки, которая может включать в себя отказ от схем налоговой минимизации, повышение качества информации, используемой для расчета налоговых обязательств, а также соблюдение требований в части своевременности уплаты налогов и представления налоговой отчетности.

Оценка рисков обнаружения

При оценке последствий налоговых правонарушений (как умышленных, так и обусловленных техническими ошибками) налогоплательщик, как правило, принимает во внимание вероятность того, что конкретное правонарушение будет выявлено налоговыми органами в ходе мероприятий налогового контроля и налоговые органы смогут взыскать причитающиеся налоги, а также, если применимо, штрафы и пени. Иначе говоря, оценивая величину налоговых рисков в каждом конкретном случае налогоплательщик принимает решение с учетом своей оценки риска того, что налоговым органам станет известна информация о правонарушении (ошибке), достаточная для взыскания налогов и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности (далее- риск обнаружения). Риск обнаружения может зависеть от ряда факторов, таких как характер правонарушения, наличие и полнота информации об указанных фактах у налоговых органов, а также техническая возможность контроля со стороны налоговых органов за операциями налогоплательщика.

Налоговые консультанты, привлекаемые фондами прямых инвестиций для проведения предынвестиционного налогового исследования, как правило, занимают достаточно консервативную позицию, предполагая, что налоговые органы имеют полную информацию о всех хозяйственны операциях компании-объекта, которая является достаточной для привлечения к ответственности в отношении всех правонарушений. То есть, риск обнаружения в отношении всех фактов несоответствия налоговому законодательству полагается  равным ста процентам.  Указанный подход к оценке налоговых рисков приводит к тому, что ряд рисков, оцененных компанией-объектом как низкие и средние, могут быть оценены консультантом инвестора как высокие. Такое изменение оценки вероятности риска, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость признания резерва в финансовой отчетности компании-объекта в отношении условных налоговых обязательств. В свою очередь указанные корректировки приводят к увеличению чистого долга компании-объекта и могут привести к снижению стоимости ее акций.

Таким образом, в рамках предынвестиционной подготовки компании-объекта важно оценивать налоговые риски исходя из предположения, что налоговые органы имеют полную информацию о деятельности компании-объекта и риск обнаружения в отношении всех налоговых правонарушений равен ста процентам.

Неполное отражение хозяйственных операций

Не секрет, что некоторые российские компании до сих пор не отражают часть хозяйственных операций в бухгалтерской и налоговой отчетности и ведут так называемый «управленческий» учет. При этом происходит занижение налогов, подлежащих уплате в бюджет в связи с неполным отражением в налоговом учете выручки, расходов на оплату труда и объектов основных средств. Руководство зачастую не рассматривает наличие неотраженных операций как фактор, способный оказать существенное негативное влияние на инвестиционную привлекательность компании-объекта, полагая, что такие операции, скорее всего, не будут обнаружены налоговыми органами.

Однако такой подход является принципиально ошибочным. В ходе предынвестиционного налогового исследования консультанты инвестора, как правило, тщательно анализирую данные «управленческой» отчетности, поскольку именно на ее основе делают прогнозы основных финансовых показателей компании-объекта. В ходе анализа также выявляют разницы между показателями «управленческого» и налогового учета и рассчитывают неотраженные налоговые обязательства (включая штрафы и пени). Учитывая, что срок исковой давности по налоговым правонарушениям в общем случае составляет три года, расчет неотраженных налоговых обязательств компании-объекта также проводят за три года. В результате сумма дополнительных налоговых обязательств, связанных с неотраженными хозяйственными операциями, может быть существенной.

Указанные доначисленные налоговые обязательства отражают в отчетности компании-объекта и принимают во внимание при составлении финансовой модели, предполагая, что риск оттока денежных средств в отношении таких обязательств является высоким.  Как было указано ранее, заверения руководства о том, что разницы между «управленческой» и налоговой отчетностью не будут выявлены налоговыми органами, не принимаются во внимание консультантами инвестора, которые оценивают налоговые риски исходя из предположения, что налоговым органам доступна вся информация о деятельности компании-объекта. В результате разницы между показателями «управленческого» и налогового учета, влекущие за собой существенные налоговые риски,  могут стать барьером для привлечения инвестиций.

Кром этого, неполное декларирование объектов налогообложения может быть расценено иностранным фондом прямых инвестиций как мошеннические действия руководства компании-объекта, негативно влияющие на репутацию как самой компании-объекта, так и ее потенциальных партнеров (инвесторов).  Указанные репутационные риски также могут стать причиной отказа фонда прямых инвестиций от сделки.

«Белые» схемы и их последствия

Как показывает практика, многие налогоплательщики полагают, что налоговый контроль ограничивается механической проверкой бухгалтерской документации и налоговых деклараций, при этом налоговые органы не имеют возможности установить фактические обстоятельства деятельности налогоплательщика и соотнести их с порядком отражения тех или иных операций в налоговом учете.

Основываясь на этом предположении, налогоплательщики разрабатывают так называемые «белые» схемы налоговой минимизации, которые представляют собой подмену фактических обстоятельств (условий) сделок такими обстоятельствами (условиями), которые являются более выгодными с точки зрения налоговых последствий. Необоснованную налоговую экономию получают путем манипулирования датами составления и содержанием первичных документов и хозяйственных договоров. В большинстве случаев такие «белые» схемы не влекут за собой существенного снижения налоговой нагрузки и направлены, преимущественно, на отсрочку налоговых платежей, а не изменение их величины.

К числу популярных «белых»  схем минимизации налоговых платежей можно отнести, в частности:

  • отсрочку признания объектов налогообложения в налоговом и бухгалтерском учете (например, затягивание ввода объектов основных средств в эксплуатацию для получения экономии по налогу на имущество; отражение выручки в следующем налоговом периоде путем изменения даты документов, подтверждающих оказание услуг и т. д.);
  • манипулирование моментом заявления налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль с целью «сглаживания» налоговых платежей;
  • заключение притворных сделок[1], обеспечивающих более благоприятные налоговые последствия, чем те сделки, которые они прикрывают;
  • заключение сделок (в том числе на заведомо нерыночных условиях), не имеющих иной  деловой цели, кроме перераспределения финансового результата между компаниями группы (например, оказание убыточной компанией группы фиктивных услуг прибыльным компаниям группы) и другие.

В ходе предынвестиционного налогового исследования консультанты инвестора могут выявить все или наиболее существенные «белые» схемы минимизации налогообложения. Учитывая, что такие схемы не основаны на положениях законодательства и предполагают искажение фактических обстоятельств или отношений между сторонами сделок, единственной целью которых является занижение налоговых обязательств, применение «белых» схем может быть успешно оспорено налоговыми органами на основе концепции необоснованной налоговой выгоды[2]. Поэтому, полагая риск обнаружения равным ста процентам, налоговые консультанты инвестора оценивают налоговые риски, связанные с применением «белых» схем как высокие. Соответственно, в отношении налогов «сэкономленных» в результате их применения, консультанты инвестора настаивают на отражении соответствующих дополнительных  налоговых обязательств (включая штрафы и пени) в отчетности компании-объекта.

Намеренное искажение первичных документов и заключение притворных сделок также может быть расценено иностранным фондом прямых инвестиций как «мошеннические» действия руководства компании-объекта, негативно влияющие на репутацию.  Таким образом, с позиции фонда прямых инвестиций «белые» схемы приводят к тем же последствиям в части оценки стоимости и инвестиционной привлекательности  компании-объекта, что и сокрытие объектов налогообложения.

***

Привлечение фонда прямых инвестиций может потребовать не только ужесточение требований к качеству финансовой информации и системе внутреннего контроля, но также необходимость пересмотра налоговой политики компании-объекта.

Если компания в среднесрочной перспективе планирует привлечение фонда прямых инвестиций, имеет смысл заранее задуматься о пересмотре налоговой политики и проведении предынвестиционного налогового исследования  в интересах продавца. В случае, если предынвестиционное налоговое исследование в интересах продавца проведено заблаговременно, компания-объект имеет возможность провести предынвестиционную подготовку, которая может иметь результатом существенное снижение налоговых рисков и увеличение инвестиционной привлекательности компании-объекта. Как показывает практика, такая подготовка может занять достаточно много времени (от 6 месяцев до 1 года) в зависимости от сложности хозяйственных операций и уровня организации налоговой функции компании-объекта.  Результатом грамотно проведенной предынвестиционной подготовки может стать привлечение фонда прямых инвестиций на условия, выгодных для акционеров компании-объекта.


[1] Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ, притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.

[2] О концепции необоснованной налоговой выгоды см. подробнее в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

 

Опубликовано в Налогообложение Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*