Данный материал основан на положениях законодательства и правоприменительной практики, которые существовали на момент его написания (2013 год). В настоящее время налоговое законодательство и правоприменительная практика существенно изменились, поэтому при принятии решений мы не рекомендуем руководствоваться данным материалом. Если тема публикации интересная для Вас, Вы можете бесплатно задать вопрос Марии Семеновой, заполнив форму обратной связи на главной странице сайта.
В статье рассмотрены налоговые преимущества структурирования покупки российского бизнеса путем приобретения акций российской холдинговой компании, а также владения бизнесом через российскую холдинговую компанию.
Налоговый вычет расходов на финансирование
Российская холдинговая компания может быть создана инвестором для покупки акций российской операционной компании. Для этого российская холдинговая компания может привлечь заемные средства (от банка или компаний группы инвестора) для оплаты за указанные акции. В отношении такого долгового обязательства могут возникнуть существенные расходы по уплате процентов, поэтому для инвестора представляет интерес получение российской холдинговой компанией налоговых вычетов в части процентных расходов.
Согласно действующему законодательству, процентные расходы по долговым обязательствам, связанным с приобретением акций, принимаются к вычету для целей налогообложения прибыли в общем порядке. То есть, налоговые вычеты российской холдинговой компании могут быть ограничен в силу общего ограничения уровня процентных расходов[1], а также если применимы правила недостаточной капитализации[2] и/или трансфертного ценообразования[3].
Отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией, предусматривают неограниченный вычет процентных расходов на уровне российской дочерней компании, при условии что ее иностранная материнская компания является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соответствующее соглашение. Теоретически такие положения соглашений об избежании двойного налогообложения могут рассматриваться как снижающие риски применения правила недостаточной капитализации. Однако ВАС РФ[4]однозначно высказался о недопустимости ограничения применения национального правила недостаточной капитализации, основываясь на положениях международных соглашений. Минфин РФ высказал аналогичную позицию в ряде разъяснений [5]. Соответственно, налоговые риски, связанные с применением правила недостаточной капитализации, нельзя снизить до приемлемого уровня, основываясь на положениях соглашений об избежании двойного налогообложения.
Таким образом, для обеспечения полного вычета процентных расходов на уровне российской холдинговой компании, последняя должна иметь достаточную величину собственного капитала, чтобы исключить потерю всех или части налоговых вычетов в следствие применения правил недостаточной капитализации.
На практике одним из наиболее распространенных способов повышения капитализации российской холдинговой компании является передача ей имущества или денежных средств от акционеров на безвозмездной основе, поскольку российское законодательство предусматривает возможность такой передачи без необходимости уплаты дополнительных налогов. Согласно действующему законодательству[6] не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками. Кроме этого, предусмотрено освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученного имущества, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей (передающей) стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей (получающей) организации[7].
Согласно анонсированным планам по внесению изменений в действующее законодательство[8], планируется освобождение от налогообложения имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации. В случае принятия таких поправок, материнская компания сможет увеличивать капитализацию дочерней российской компании без уплаты дополнительных налогов только путем передачи денежных средств на увеличение капитала.
Российское налоговое законодательство не регламентирует последовательность применения правил недостаточной капитализации и теста на соответствие процентов рыночному уровню. Если налоговые органы докажут, что «рыночная» ставка процентов ниже, чем нормативная величина процентов, рассчитанная по правилам недостаточной капитализации, величина налогового вычета для компании-заемщика может быть дополнительно ограничена такой «рыночной» ставкой. Однако на практике применение правил трансфертного ценообразования может быть применимо не ко всем сделкам финансирования в силу установленных ограничений по сумме доходов для признания сделки контролируемой[9].
Обобщая изложенное, устанавливая процентные ставки, по которым российская холдинговая компания привлекает заимствования от взаимозависимых лиц, следует одновременно принимать во внимание ограничения, налагаемые как правилами трансфертного ценообразования, так и правилами недостаточной капитализации. Однако указанные ограничения вычета процентных расходов российской холдинговой компанией не являются более обременительными по сравнению с условиями принятия к вычету процентных расходов в большинстве зарубежных юрисдикций.
Налогообложение доходов у источника
В настоящее время Россия имеет 80 действующих соглашений об избежании двойного налогообложения[10], включая соглашения с большинством европейских стран (в том числе с Германией, Францией, Нидерландами, Швейцарией и др.), а также США, Бразилий, Китаем, Японией, ЮАР и рядом других стран. Указанные соглашения предусматривают пониженные, по сравнению с установленными национальным законодательством, ставки налогов на доход в форме процентов, дивидендов и роялти. Учитывая положения соглашений об избежании двойного налогообложения, иностранные инвесторы могут разработать эффективную с налоговой точки зрения структуру владения российским бизнесом, в том числе, предусматривающую российскую холдинговую компанию. В рамках такой структуры возможно снижение эффективной налоговой ставки налогообложения доходов иностранного инвестора до уровня, не превышающего эффективную ставку налогообложения при инвестировании в страны с развитой рыночной экономикой.
Российское налоговое законодательство, в отличие от налогового законодательства ряда развитых стран (например, Германии), не содержит понятия налогового резидентства для юридических лиц, что исключает налоговые риски для инвестора в связи с возможностью неоднозначной трактовки его налогового статуса российскими налоговыми органами. При этом некоторые доходы, связанные с деятельностью в России, не подлежат налогообложению в России по формальному признаку, что позволяет повысить налоговую эффективность группы инвестора на законных основаниях. Однако в среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие налогового резидентства организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях Российской Федерации[11].
Российское налоговое законодательство также не содержит специальных правил, ограничивающих применение льготных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (anti treaty shopping rules) [12]. С учетом этого, отсутствуют основания считать уменьшение налоговых расходов российскими налогоплательщиками на основе положений международных соглашений, заключенных Российской Федерацией, агрессивным способом налогового планирования.
Однако такой подход к оценке рисков, связанных с использованием инструментов международного налогового планирования, может измениться. Согласно Основным направлениям[13], планируется внесение поправок, определяющих понятие бенефициарного собственника дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что в будущем может позволить налоговым органам успешно оспаривать применение пониженных ставок налогов в рамках международных структур, единственной целью которых является получение выгоды от использования положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время налоговые органы уже делают попытки оспаривать возможность применения пониженных ставок налога на доход, предусмотренных положениями соглашений об избежании двойного налогообложения, в случае, если между иностранной компанией, являющейся фактическим получателем дохода, и российской компанией, выплачивающей доход, находится промежуточная компания, единственной целью участия которой в расчетах является возможность применения льготного режима по договору об избежании двойного налогообложения[14]. При этом налоговые органы ссылаются на понятийный аппарат OECD, предъявляя претензии налогоплательщикам, поскольку в российском налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «бенефициарного собственника» дохода. В свою очередь Минфин РФ высказался, что бенефициарным собственником дохода является лицо, определяющее экономическую судьбу полученного дохода[15].
Отсутствие правила о контролируемых иностранных компаниях
Исключительно привлекательным для инвесторов является отсутствие в российском законодательстве специальных правил налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний[16], которые представляют собой специальные нормы, разработанные для борьбы с укрыванием прибылей транснациональных корпораций в низконалоговых юрисдикциях. Эти правила предусматривают налогообложение части доходов контролируемых иностранных компаний, являющихся резидентами низконалоговых юрисдикций, на уровне их акционера — налогового резидента соответствующего заинтересованного государства.
То есть, если российская компания имеет контролируемые компании в других странах, Россия не облагает доходы таких контролируемых компаний дополнительным налогом на прибыль, даже если ставка налога на прибыль в таких странах ниже, чем в России. Это снижает налоговые затраты, связанные с необходимостью доплачивать в России налоги в отношении доходов от контролируемых иностранных компаний и повышает привлекательность России как холдинговой юрисдикции. Для сравнения — налоговое законодательство большинства стран Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов), а также США, Японии и Китая предусматривают право этих стран в определенных случаях облагать доходы контролируемых иностранных компаний национальных холдингов.
Однако, согласно Основным направлениям[17], в России планируется введение института налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний. При этом не распределяемый между учредителями (собственниками) доход контролируемой иностранной компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (российской холдинговой компании). Также предполагается ввести обязанность для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, указывать в налоговых декларациях контролируемые иностранные компании, предоставлять сведения о долях участия в контролируемых иностранных компаниях.
Для практического применения норм о контролируемых иностранных компаниях в России необходимо обеспечить возможность эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций в рамках двусторонних и многосторонних договоров об обмене информацией по налоговым вопросам. Таким образом, учитывая, что для начала применения правил налогообложения контролируемых иностранных компаний необходимо не только внесение изменений в российское налоговое законодательство, но и существенные усилия в области налогового администрирования, начало практического применения указанных норм возможно не ранее, чем в среднесрочной перспективе.
Налогообложение при продаже акций
Доходы иностранного инвестора от продажи акций (долей) российских компаний облагаются в России налогом у источника выплаты по ставке 20% в том случае, если недвижимое имущество составляет более 50% активов такой компании (далее — российская имущественная компания), кроме реализации акций через биржу[18]. Указанная ставка налога на доходы может быть понижена в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения. Согласно действующему законодательству, продажа акций российской холдинговой компании не считается доходом от российского источника и, соответственно, не облагается налогом на доход у источника выплаты, даже если такая холдинговая компания владеет акциями российской имущественной компании. Кроме этого, если продавец и покупатель акций (долей) российской имущественной компании являются иностранными юридическими лицами, не имеющими регистрации в российских налоговых органах, механизм уплаты указанного налога на доход в российский бюджет законодательно не установлен.
Указанные положения российского законодательства допускают ряд возможностей для международного налогового планирования и являются более льготными по сравнению с аналогичными нормами налогового законодательства ряда развитых стран. Например, США обязывают иностранное юридическое лицо-продавца американской дочерней компании, не менее 50% рыночной стоимости которой в течение специально определяемого расчетного периода составляет недвижимое имущество (как непосредственно отраженное на ее балансе, так и контролируемое через участие в компаниях-собственниках недвижимого имущества), самостоятельно подать декларацию о доходах в американские налоговые органы и уплатить налог на доход. Такая норма затрудняет манипулирование стоимостью недвижимого имущества американской дочерней компании с целью уклонения от уплаты налога на доход, а также исключает возможность не платить налоги в США, рассчитываясь за акции американской дочерней компании через офшоры.
Российское налоговое законодательство предусматривает применение нулевой ставки налога на доходы в отношении доходов от продажи акций российских компаний в случае, если продавец владел акциями более 5-ти лет и акции не допущены к публичным торгам на российских площадках (кроме акций высокотехнологичных компаний, которые освобождаются независимо от факта котировки на российских биржах)[19]. То есть, при выполнении условий освобождения, инвестор может выйти из инвестиции в акции российской операционной компании с минимальными налоговыми потерями, продав акции на уровне российской холдинговой компании. Эта норма существенно повышает привлекательность владения российским бизнесом через российскую холдинговую компанию с налоговой точки зрения и соответствует практике развитых стран.
Однако нулевая ставка налога на доход не применяется в случае, если российская холдинговая компания продает акции иностранной дочерней компании. В этом случае российская холдинговая компания должна будет уплатить налог на прибыль по ставке, которая в общем случае составляет 20%, исходя из разницы между ценой продажи акций иностранной дочерней компании и фактических расходов, связанных с приобретением таких акций. Учитывая, что во многих странах налогооблагаемая база в отношении продажи ценных бумаг определяется в аналогичном порядке и при этом ставка налога на прибыль может быть существенно больше, чем в России, владение акциями иностранных компаний через российскую холдинговую компанию также может обеспечивать приемлемую налоговую эффективность для инвестора.
****
Обобщая изложенное, структурирование покупки российского бизнеса путем приобретения акций российской холдинговой компании имеет ряд налоговых преимуществ и распространено на практике. В общем случае российская холдинговая компания может заявить налоговый вычет в части процентных расходов по заимствованиям, привлеченным для финансирования покупки акций российской операционной компании, однако такие вычеты могут быть дополнительно ограничены в соответствии с правилами недостаточной капитализации и правилами трансфертного ценообразования.
Российская Федерация имеет развитую систему соглашений об избежании двойного налогообложения, обеспечивающую низкую эффективную ставку налогообложения доходов иностранного инвестора от российских источников, а также не облагает доходы контролируемых иностранных компаний российских холдингов. При выполнении определенных условий доходы от продажи акций (долей) российских компаний облагаются налогом на доход по нулевой ставке, что дает возможность выхода из инвестиции в российские акции путем их продажи российской холдинговой компанией с минимальными налоговыми расходами. При продаже акций иностранных компаний на уровне российской холдинговой компании также может обеспечиваться приемлемая налоговая эффективность путем заявления налоговых вычетов в части фактической стоимости приобретения указанных акций. Таким образом, наличие российской холдинговой компании может стать одним из инструментов повышения налоговой эффективности владения как российскими, так и зарубежными активами.
Однако следует принимать во внимание планируемые изменения российского налогового законодательства, в частности, возможность принятие положений, предусматривающих налогообложение контролируемых иностранных компаний и ужесточение налогового контроля в части применения пониженных ставок налога на доходы в соответствие с соглашениями об избежании двойного налогообложения. Такие изменения, скорее всего, могут быть реализованы только в среднесрочной перспективе, поскольку для их реализации необходимо не только изменение российского налогового законодательства, но и заключение соответствующих соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам, а также организация взаимодействия с налоговыми органами иностранных государств в части обмена информацией.
[1] П. 1 ст. 269 НК РФ
[2] Если российская организация имеет задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами ее уставного капитала, либо по долговому обязательству перед другой российской организацией, признаваемой аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства (далее — контролируемая задолженность), и если размер контролируемой задолженности более чем в 3 раза (для банков а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью – в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств российской организации, то размер процентов по контролируемой задолженности, учитываемых в качестве расхода для целей налогообложения, ограничивается по правилу недостаточной капитализации в порядке, предусмотренном п. 2 и п. 4 ст. 269 НК РФ.
[3] Российское налоговое законодательство напрямую не указывает, что правила трансфертного ценообразования распространяются на проценты по долговым обязательствам. Однако согласно позиции Минфина РФ, проценты по долговым обязательствам по сделкам между взаимозависимыми лицами исчисляются исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ. На данные сделки также распространяются положения, касающиеся подготовки документации в целях налогового контроля (ст. 105.15 НК РФ) и уведомления о контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ).
[4] Постановление Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 N 8654/11 по делу N А27-7455/2010
[5] Например, см. письмо Минфина РФ от 19 октября 2011 г. №03-08-05, письмо Минфина РФ от 01 сентября 2011 г. №03-08-05, письмо Минфина РФ от 29 августа 2011г. №03-08-05 и др.
[6] Пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ
[7] Пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ
[8] П. 3.1 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее – Основные направления)
[9] Определение контролируемых сделок, а также пороговые значения доходов, полученных налогоплательщиком за календарный год, которые приводят к переходу отдельных сделок в разряд контролируемых установлены ст. 105.14 НК РФ
[10] Информационное письмо Минфина России «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 01 января 2013»
[11] П. 5 Основных направлений
[12] Получение налоговой выгоды от использования положений соглашений об избежании двойного налогообложения сводится к уменьшению налогов на доход, уплачиваемых у источника (например, путем создания промежуточных технических компаний с целью применения пониженных налоговых ставок налогов на дивиденды, проценты и роялти на основе соглашений об избежании двойного налогообложения с юрисдикциями, в которых инкорпорированы такие промежуточные технические компании)
[13] П. 5 Основных направлений
[14] Постановление №09АП-33421/2012-АК от 5 декабря 2012 г.
[15] Письмо Минфина РФ № 03-08-13/1 от 30 декабря 2011 г.
[16] Сontrolled foreign corporation rules (CFC rules)
[17] П. 5 Основных направлений
[18] Пп.5 п. 1 ст. 309 НК РФ
[19] П. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ. Применение нулевой ставки налога на доход возможно в отношении ценных бумаг, приобретенных не ранее 01 января 2011 г.
Хорошая статья