Присоединение как инструмент снижения налоговых рисков

Ведение бизнеса через несколько юридических лиц влечет за собой административные расходы на составление отчетности, аудиторские проверки, а также расчет и уплату налогов в отношении каждого юридического лица. Не проще ли вести бизнес через одну крупную компанию? В настоящее время проблема избыточности юридических лиц особенно актуален для тех групп компаний, которые в период кризиса смогли расширить бизнес за счет приобретения конкурентов, поставщиков, покупателей или собственников интересующих активов.

Одним из инструментов решения указанной проблемы может стать присоединение компаний группы к одной из существующих крупных компаний. Такой подход не только позволяет снизить административные расходы, связанные с содержанием большого числа юридических лиц, но и может стать первым шагом на пути выстраивания прозрачной бизнес-модели, которая будет привлекательна для стратегических инвесторов и банков. Однако при планировании и проведении присоединения нужно учитывать налоговые последствия, иначе предполагаемая экономия может обернуться существенными налоговыми потерями.

Присоединять или не присоединять?

Само по себе присоединение не приводит к возникновению дополнительных налоговых обязательств у присоединяемой и присоединяющих компаний, однако согласно ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части уплаты налогов признается присоединившее его юридическое лицо. То есть все исторические налоговые риски присоединяемой организации переходят к присоединившей организации.

Если такие исторические риски значительны, присоединение не может считаться оптимальной стратегией. Поэтому прежде чем принимать решение о присоединении бизнеса, следует как минимум оценить величину и природу исторических налоговых рисков. Особое внимание должно быть уделено оценке условных налоговых обязательств, связанных с налоговыми проверками, а также существующими разногласиями и разбирательствами с налоговыми органами.

Выездные налоговые проверки

В соответствии с действующим законодательством (п. 11 ст. 89 НК РФ) налоговые органы вправе инициировать выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией компании-налогоплательщика. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

На практике в ряде случаев налоговые органы не инициируют выездные проверки на момент реорганизации, однако это не мешает им впоследствии проверить уже присоединенную организацию за налоговые периоды, не охваченные выездной проверкой, запросив документы у присоединившей организации.

В этом случае именно у присоединившей организации будут разбирательства с налоговыми органами в отношении налоговых правонарушений, совершенных присоединяемой организацией. Если присоединяемая организация применяла агрессивные методы минимизации налогообложения, подобные разбирательства могут иметь неблагоприятные последствия для репутации присоединяющей организации как добросовестного налогоплательщика.

Присоединяющая организация также должна будет доплатить в бюджет налоги, недоплаченные присоединяемой организацией (включая пени), что может привести к существенному отвлечению денежных средств. Однако учитывая тот факт, что присоединяющая организация не может считаться лицом, виновным в налоговых правонарушениях, которые повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов присоединяемой организацией, она не будет уплачивать штрафы, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Такая позиция получила поддержку ВАС РФ. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. № 11489/03 правопреемник реорганизованного юридического лица обязан уплатить штрафы только в том случае, если они были наложены на само юридическое лицо до завершения его реорганизации. Если в отношении правопредшественника налоговый орган не принимал решения о привлечении к ответственности, на правопреемника не может быть возложена обязанность по уплате штрафов. 

Налоговые претензии

Принимая решение о присоединении, следует уделить особое внимание налоговым претензиям, а также судебным разбирательствам по налоговым вопросам присоединяемой компании, которые были юридически оформлены до момента присоединения. К присоединяющей компании такие претензии перейдут в полном объеме, и сложение штрафов, предусмотренных ст. 122 НК РФ, в отношении таких претензий невозможно. То есть при неблагоприятном исходе таких налоговых разбирательств присоединяющая организация должна будет погасить недоимку по налогам, пени за их несвоевременную уплату, а также штраф (20 или 40% от недоплаченной суммы налогов).

В отношении этих рисков присоединяющая организация станет ответчиком в суде и представителем налогоплательщика в рамках внесудебного урегулирования налоговых споров. Как было отмечено ранее, участие в таких разбирательствах в качестве представителя стороны, уличенной в применении агрессивных схем налоговой минимизации, может повредить репутации присоединяющей организации.

Недостаточная капитализация

Если присоединяющая и (или) присоединяемая организации имеют задолженность, в отношении которой возможно применение правил недостаточной капитализации, на стадии планирования присоединения необходимо учитывать изменение показателя стоимости чистых активов (собственного капитала) после реорганизации. В случае недостаточности собственного капитала (когда контролируемая задолженность превышает собственный капитал более чем в 3 раза для налогоплательщиков, не являющихся финансовыми институтами) присоединяющая организация может утратить право на вычет процентных расходов по контролируемой задолженности после присоединения.

Поэтому при оценке рисков недостаточной капитализации нужно обратить особое внимание на статьи, способные оказать существенное негативное влияние на стоимость чистых активов после присоединения, в частности на:

  •  полноту отражения в бухгалтерском учете присоединяемой и присоединяющей организаций условных обязательств по налогам, а также штрафов и пеней;
  • порядок оценки объектов основных средств в бухгалтерском учете после присоединения (по остаточной или переоцененной стоимости);
  • необходимость списания отложенных налоговых активов и др.

Следует отметить, что присоединение может стать инструментом снижения рисков недостаточной капитализации путем присоединения к заемщику компании с существенными чистыми активами, а также полностью устранить риски недостаточной капитализации при совпадении после реорганизации заемщика и кредитора по контролируемой задолженности.

Алгоритм снижения рисков

Если есть основания предполагать, что присоединяемая организация могла иметь исторические налоговые риски или имеет условные налоговые обязательства, связанные с налоговыми претензиями, процесс ее интеграции в группу можно структурировать как выделение интересующего группу сегмента бизнеса в отдельное юридическое лицо с последующим его присоединением.

Риски недостаточной капитализации могут быть снижены посредством планирования направления присоединений, а также передачи части контролируемой задолженности компаниям группы, у которых есть достаточные чистые активы.

Однако такие шаги должны обеспечивать реорганизованному лицу возможность самостоятельно рассчитаться по своим налоговым обязательствам, в противном случае налоговые органы могут попытаться оспорить проведение указанной реорганизации на основе концепции необоснованной налоговой выгоды (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53  «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды») как операции, совершенной исключительно с целью уклонения от уплаты налогов.

Каковы налоговые преимущества?

Кроме вполне очевидной экономии на ведении налогового и бухгалтерского учета, а также необходимости составлять отчетность и в установленных случаях проводить ее аудиторскую проверку существует ряд чисто налоговых преимуществ сокращения числа компаний в группе.

Снижение рисков по внутригрупповым операциям

Как показывает практика, для групп российских компаний характерен большой объем внутригрупповых операций. Это связано с тем, что компании в группе часто имеют функциональную специализацию: одни из них владеют активами (недвижимостью, интеллектуальной собственностью, исключительными правами и т. п.), а другие компании осуществляют производственную и торговую деятельность, предполагающую использование указанных активов. При этом платежи за использование активов могут быть установлены выше или ниже рыночного уровня или вовсе оставаться неоформленными. В этом случае как компании – собственники активов, так и операционные компании могут быть подвержены существенным налоговым рискам в связи с применением трансфертных цен или предоставлением активов в пользование на безвозмездной основе.

Слияние компаний – собственников активов и операционных компаний полностью исключает целый ряд налоговых рисков, в частности:

  • доначисления налогов (НДС, налог на прибыль) компании – собственнику актива при предоставлении актива в пользование компаниям группы по заниженным ценам;
  • доначисление налога на прибыль операционной компании в результате оспаривания вычета расходов вследствие завышения платы за пользование активами, а также в связи с недостаточным документальным оформлением услуг, оказанных компаниями группы.

Кроме этого, как было указано выше, при совпадении заемщика и кредитора по контролируемой внутригрупповой задолженности могут быть исключены риски применения правил недостаточной капитализации и доначисления налога на прибыль и налога на дивиденды.

Налоговые убытки и налоговые льготы

Поскольку присоединение предусматривает универсальное правопреемство присоединяющей организации, последняя вправе воспользоваться накопленными налоговыми убытками присоединяемой организации, заявить налоговые льготы, на которые могла претендовать присоединяемая организация до присоединения, но ими не воспользовалась, а также получить из бюджета на расчетный счет переплаты по налогам, пеням и штрафам, которые числятся на лицевом счете присоединяемой организации.

Само по себе присоединение не является основанием для прекращения налоговых льгот и налоговых освобождений. Однако следует иметь в виду, что после присоединения условия для представления льгот и специальных режимов должны выполняться применительно к показателям деятельности присоединяющей компании с учетом присоединенного бизнеса. Например, для сельхозпроизводителей применение нулевой ставки налога на прибыль возможно в случае, если доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общей выручке составляет более 70%. Соответственно, чтобы воспользоваться льготной ставкой налога на прибыль после присоединения, указанное условие должно выполняться в отношении показателя выручки объединенного бизнеса. В этом случае присоединения, направленные на сокращение числа компаний в группе, целесообразно планировать в отношении организаций с однородной специализацией.

Соответствие налоговому законодательству

Уменьшение числа юридических лиц-налогоплательщиков в группе снижает риски несоответствия налоговому законодательству в части представления налоговой отчетности (резко сокращается количество сдаваемых в налоговые органы деклараций), облегчает проведение сверок с налоговыми органами и упрощает мониторинг своевременности уплаты налогов в бюджет.

В результате сокращается объем рутинных операций и соответствующих расходов на содержание налоговой функции, повышается ее эффективность. После реорганизации правильность исчисления и своевременность уплаты налогов обеспечивают не главные бухгалтеры отдельных организаций, которые могут иметь недостаточную квалификацию и проводить несогласованную налоговую политику, а централизованное структурное подразделение (финансовый или налоговый отдел). Централизация налоговой службы может способствовать снижению рисков несоответствия действующему законодательству за счет проведения единой последовательной налоговой политики, усиления внутреннего контроля за исчислением и уплатой налогов, а также привлечения высококвалифицированных специалистов.

Вычет расходов на проведение присоединения

Административные расходы на проведение мероприятий по уменьшению числа юридических лиц в группе – при условии выполнения общих требований налогового законодательства (ст. 252 НК РФ) – могут рассматриваться как вычитаемые для целей расчета налога на прибыль. В частности, присоединяющая организация вправе принять к вычету при расчете налога на прибыль экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с присоединением (оплата услуг нотариуса, юристов и консультантов, регистрационных пошлин и др.).

Как выбрать присоединяющую организацию?

После присоединения учетная политика для целей налогообложения и бухгалтерского учета, действующая в присоединяющей организации, будет применяться к операциям присоединяемой организации. Кроме этого, все внутренние политики и процедуры присоединяющей организации, регламентирующие ведение бухгалтерского и налогового учета, исчисление и уплату налогов, а также оказывающие косвенное влияние на налоговые обязательства (например, система оплаты труда, процедуры выбора контрагентов с позиции их добросовестности как налогоплательщиков) будут распространены на объединенный бизнес. В этой связи существует риск того, что системные несоответствия законодательству, которые есть в присоединяющей компании, также будут перенесены на бизнес присоединяемой организации, что может привести к существенным налоговым рискам. Поэтому в качестве присоединяющей следует выбирать такую организацию, которая может быть эталоном с точки зрения проработанности внутренних политик и процедур, а также уровня соответствия налоговому законодательству.

Чтобы уменьшить вероятность переноса налоговых рисков присоединяющей компании на объединенный бизнес, при планировании присоединения целесообразно проанализировать как минимум те аспекты, которые могут повлечь за собой возникновение существенных налоговых рисков в будущем.

Если в ходе анализа политик и процедур организации, которая предположительно должна выступать в качестве присоединяющей, будут обнаружены существенные несоответствия, следует принять решение либо о переносе даты присоединения до момента устранения выявленных недостатков, либо о выборе другой организации в качестве присоединяющей.

Что важно в процессе присоединения?

Технические сложности при проведении реорганизации могут снизить положительный эффект от присоединения, поэтому необходимо наличие проектного офиса, который будет управлять процессом присоединения, а также отслеживать изменения в присоединяемом бизнесе и заниматься его интеграцией со дня присоединения. Как показывает практика, в основе успеха проектов по присоединению лежит тщательное планирование как реорганизации, так и последующей интеграции присоединенного бизнеса. При этом особое внимание нужно уделить передаче информации, а также совместимости информационных систем и программных решений присоединяемой и присоединяющей организаций: своевременная и достоверная передача данных необходима для правильного определения налоговых обязательств.

Выбор даты присоединения

Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации. Данное правило не применяется в отношении тех налогов, для которых налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Действующее законодательство не определяет специальные сроки представления присоединяемыми организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности присоединяемой организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям. Учитывая положения п. 3 ст. 50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговые органы, и налоги уплачиваются не позднее сроков, установленных налоговым законодательством в отношении представления декларации и уплаты налогов за тот отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Если дата присоединения будет совпадать с окончанием календарного года, реорганизация не повлечет за собой изменения налогового периода для присоединяемой организации и, а следовательно, снизится риск технических ошибок при расчете налогов.

К тому же проведение реорганизации в последний день календарного года позволит сэкономить на расходах, связанных с инвентаризацией: обязательная инвентаризация на дату реорганизации будет совмещена с регулярной инвентаризацией по окончании финансового года.

Сверка с налоговыми органами

Непосредственно перед присоединением необходимо провести сверку задолженности присоединяющей и присоединяемой организаций по всем налогам и сборам, плательщиками которых они являются. Результаты такой сверки должны быть оформлены документом установленной формы, подписанным налоговыми органами и налогоплательщиком.

Проведение подобных сверок особенно важно для контроля со стороны налогоплательщика корректного переноса налоговых остатков присоединяемой организации на лицевой счет присоединяющей организации. Указанные сверки также служат основой правильного формирования сальдо по налогам в учете присоединяющей организации на дату присоединения, что существенно снижает риски образования недоимок по налогам и начисления пени после присоединения.

Инвентаризация налоговых активов

Согласно действующему законодательству (п. 23 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н), при присоединении происходит сложение остатков по счетам бухгалтерского учета в отношении активов и обязательств присоединяемой и присоединяющей организаций. Для этого непосредственно на дату присоединения проводят инвентаризацию активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете присоединяемой организации.

Налоговое законодательство не обязывает налогоплательщиков проводить инвентаризацию налоговых оценок активов (остаточной стоимости амортизируемого имущества по данным налогового учета, неиспользованных налоговых убытков и др.) на дату присоединения. Однако учитывая, что присоединяющая организация вправе воспользоваться налоговыми вычетами в отношении активов, полученных при присоединении, проведение такой контрольной процедуры представляется целесообразным.

В налоговом учете присоединяющей компании должны быть отражены налоговые оценки активов, в отношении которых присоединяемая организация имела права на получение налоговых вычетов. При этом следует убедиться в наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на указанные вычеты.

Процедуры инвентаризации необходимы не только для целей корректного расчета налога на прибыль по данным налогового учета. Особого внимания требует также анализ остатка НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, в отношении которого присоединяемая компания не заявила налоговые вычеты.

Основной задачей инвентаризации налоговых активов является обнаружение объектов, в отношении которых присоединяющая организация не сможет заявить налоговые вычеты в будущем (например, не подтвержденные декларациями налоговые убытки, объекты основных средств, оприходованные без документов, суммы входного НДС, не подтвержденные счетами-фактурами, и др.). В этом случае списание невозмещаемых активов в налоговом учете следует отразить на дату присоединения, чтобы исключить их ошибочное использование в уменьшении налоговых обязательств в будущем.

Сверка взаимных расчетов

На дату присоединения взаимная задолженность присоединяемой и присоединяющей организаций элиминируется (взаимно уничтожается) без налоговых последствий. Что касается иной дебиторской и кредиторской задолженности, то соответствующие сальдо счетов расчетов с дебиторами и кредиторами присоединяемой организации на дату присоединения переносятся на счета бухгалтерского учета присоединяющей организации. В случае списания задолженности по результатам инвентаризации, проводимой на дату присоединения, в бухгалтерском и налоговом учете должны быть отражены соответствующие прибыли и убытки, учтенные в общем порядке для целей расчета налога на прибыль.

В этой связи очень важно правильно провести и подтвердить документами сверку взаимной задолженности присоединяемой и присоединяющей компаний, поскольку ее списание, в отличие от  иных сумм задолженности, не влечет налоговых последствий.

Разработка налоговой политики

Как уже было отмечено, присоединение влечет за собой переход присоединяемой организации на политики и процедуры присоединяющей организации.

В этой связи на этапе планирования присоединения важно выявить все различия в порядке ведения налогового и бухгалтерского учета присоединяемой и присоединяющей организаций, с тем чтобы с даты присоединения обеспечить системное применение политик и процедур присоединяющей организации. В частности, следует обратить внимание на подход к оценке объектов основных средств (по исторической или переоцененной стоимости) в бухгалтерском учете. С одной стороны, налог на имущество рассчитывается на основе среднегодовой стоимости объектов основных средств и снижение их стоимости влечет за собой сокращение расходов по налогу на имущество. С другой стороны, уменьшение оценки основных средств может негативно повлиять на капитализацию компании и ограничить вычет процентных расходов по контролируемой задолженности.

При разработке налоговой политики, которая будет применяться после присоединения, следует ориентироваться на показатели прибыльности с учетом объединения бизнеса. Учетная политика для целей налогообложения предоставляет налогоплательщику возможность на законных основаниях отсрочить или ускорить принятие к вычету ряда расходов (например, изменяя порядок начисления амортизации, применяя или отказываясь от применения амортизационной премии и ускоряющих коэффициентов для расчета амортизации и др.). Соответственно, при увеличении прибыльности бизнеса после присоединения учетная политика может быть пересмотрена в сторону ускорения принятия к вычету налоговых расходов, тогда как при снижении прибыльности бизнеса присоединившая организация может выбрать политику отсрочки налоговых вычетов (например, отказавшись от применения амортизационной премии).

Резюме

Присоединение – сложный процесс, требующий планирования и предварительной оценки всех преимуществ и недостатков не только с коммерческой, но и с налоговой точки зрения.

Для успешного проведения присоединения необходимо создать высококвалифицированную команду (проектный офис), состоящую их профессионалов в различных областях деятельности – юристов, финансовых и налоговых специалистов. В процессе присоединения не бывает мелочей: проектный подход и тщательное планирование присоединения (включая оптимальный выбор даты) позволяют в полной мере использовать преимущества, связанные с сокращением числа юридических лиц в группе, а также ощутить синергетический эффект от присоединения и минимизировать расходы переходного периода.

Особое внимание следует уделить интеграции информационных систем присоединяемой и присоединяющей организаций, так как налоговые риски могут возникнуть в результате неэффективной передачи информации или ее утраты в процессе присоединения.

Статья опубликована в журнале «Рынок ценных бумаг» за июнь 2011 года

 

Опубликовано в Налогообложение Метки: , ,

Сокращение числа компаний в группе: исключаем риски трансфертного ценообразования и не только

С 1 января 2012 г. введены принципиально иные правила трансфертного ценообразования, что является вызовом для российских групп компаний со сложной структурой. Смогут ли они в полной мере соответствовать новому законодательству? Что для этого потребуется и сколько это будет стоить?

Данные вопросы актуальны не только для руководителей компаний, но и для инвестиционных фондов, которые уже вкладывали средства в российские группы или планируют это делать.

Мы предлагаем сократить число компаний в группе, что позволит не только исключить риски трансфертного ценообразования, но и существенно снизить административные  расходы.

Ведение бизнеса через группу, состоящую из большого числа юридических лиц,  влечет за собой необходимость обмена ресурсами и услугами, а также перераспределения денежных средств между компаниями группы, что приводит к большому количеству внутригрупповых операций.  Еще одной причиной существенного объема операций между компаниями группы является функциональная специализация, когда одни компании владеют активами (недвижимостью, интеллектуальной собственностью, исключительными правами и т. п.), а другие осуществляют производственную и торговую деятельность, предполагающую их использование.

Учитывая, что компании группы контролируют одни и те же акционеры, менеджмент традиционно уделяет недостаточно внимания вопросам ценообразования на операции между компаниями группы. В результате  платежи за  использование активов, а также цены на товары, работы или услуги, передаваемые в рамках группы, могут быть установлены выше или ниже рыночного уровня. Один из типичных примеров: имущественные компании вовремя не пересматривают размер арендной платы для компаний группы в связи с изменением рыночных цен.

Потенциально применение нерыночных цен может приводить к существенному искажению выручки и финансового результата и, как следствие, налоговых обязательств отдельных компаний группы. До последнего времени налогоплательщики не придавали таким рискам особого значения, поскольку на практике доначисление налогов вследствие применения правил трансфертного ценообразования было затруднено из-за недостаточного уровня развития законодательной базы и отсутствия информации, которая могла быть использована для контроля цен. В ряде случаев налоговые органы не в состоянии были доказать, что применяемые ими для перерасчета налоговых обязательств цены являются рыночными, что они правильно применили установленную законом последовательность использования методов определения рыночных цен и корректно рассчитали сумму дополнительных налогов, подлежащих уплате. 

Почему нужны изменения?

С 1 января 2012 г. введены принципиально новые правила контроля цен, в том числе детально регламентирован порядок определения рыночных цен, перечислены источники информации о рыночных ценах и механизм налогового контроля.

Кардинальным отличием является отказ от формального анализа соответствия цены рыночному уровню, который был основан на анализе отклонения цены от среднего значения или отраслевых показателей более чем на 20%.  Вместо этого предусмотрен переход к определению интервала рыночных цен на основе анализа экономической деятельности налогоплательщика, включая стоимость используемых активов, функции, которые налогоплательщик осуществляет в процессе выполнения работ и оказания услуг, а также распределение коммерческих рисков между продавцом и покупателем. При этом корректировка цен может быть предложена, даже если их отклонение от рыночного уровня будет менее 20%.

В результате таких изменений применение трансфертных цен, которые не требовали корректировки по старым правилам, может повлечь за собой существенные риски налоговых доначислений с введением нового регулирования. Законодательство также предусматривает необходимость подготовки специальной документации, подтверждающей трансфертные цены, и возможность наложения штрафов (начиная с 2013 г.) в случае неполной уплаты налогов вследствие применения трансфертных цен.

Новые положения законодательства могут повлечь за собой значительные налоговые доначисления для налогоплательщиков, не сумевших своевременно адаптироваться к новым правилам игры. Кроме этого налогоплательщики вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с подготовкой документации, подтверждающей цены. При этом многим компаниям будет не обойтись без привлечения сторонних консультантов для проведения функционального анализа и расчета интервала цен. Учитывая, что правоприменительная практика еще не сформирована, даже помощь консультантов и подготовка пакета документов для обоснования трансфертных цен не может считаться гарантией от налоговых претензий. В свою очередь, ситуация, когда большинство налоговых претензий, связанных с применением трансфертных цен, успешно оспаривается в судебном порядке, может кардинально измениться: новые правила дают налоговым органам возможность аргументированно оспаривать нерыночные цены.

Существенные риски трансфертного ценообразования могут в конечном счете негативно повлиять на капитализацию и понизить привлекательность инвестиций в акции группы, и, напротив, ослабление этих рисков может стать одним из конкурентных преимуществ при привлечении инвестиций.

Присоединять или нет?

Наиболее простым способом снижения рисков трансфертного ценообразования и устранения проблем избыточного числа компаний в группе может быть присоединение компаний группы к одной из существующих крупных компаний. Такое решение не только позволяет сократить административные расходы, связанные с содержанием большого числа юридических лиц, но и  может стать первым шагом к построению прозрачной бизнес-модели, привлекательной для стратегических инвесторов и  банков.

Слияние компаний – собственников активов и операционных компаний полностью исключает целый ряд налоговых рисков, в частности:

  • доначисление налогов (НДС, налог на прибыль) компании – собственнику актива при предоставлении актива в пользование компаниям группы по заниженным ценам;
  • доначисление налога на прибыль операционной компании в результате оспаривания вычета расходов вследствие завышения платы за пользование активами, а также в связи с  недостаточным документальным оформлением услуг, оказанных компаниями группы.

Присоединение может стать инструментом снижения рисков недостаточной капитализации (потеря права на налоговый вычет процентов по контролируемой задолженности, включающей, в частности, задолженность перед российскими компаниями, которые признаются аффилированными лицами иностранных акционеров заемщика) путем присоединения к заемщику  компании с существенными чистыми активами, а также полностью устранить риски недостаточной капитализации при совпадении после реорганизации заемщика и кредитора по контролируемой задолженности.

Кроме этого сокращение числа юридических лиц в группе влечет за собой административные расходы на составление отчетности, организацию аудиторских проверок, расчет и уплату налогов в отношении каждого юридического лица.

Однако при планировании и проведении присоединения нужно учитывать налоговые последствия, иначе предполагаемая экономия может обернуться значительными налоговыми потерями.

Само по себе присоединение не приводит к возникновению дополнительных налоговых обязательств у присоединяемой и присоединяющих компаний, однако согласно ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части уплаты налогов признается присоединившее его юридическое лицо. То есть все исторические налоговые риски присоединяемой организации переходят к присоединившей компании. Если такие исторические риски существенны, присоединение не может считаться оптимальной стратегией. Поэтому прежде чем принимать решение о присоединении бизнеса, следует как минимум оценить существенность и природу таких исторических налоговых рисков.

Кроме этого при консолидации бизнеса особое внимание нужно уделить разработке механизмов защиты собственников активов от неправомерных действий менеджмента, а также претензий третьих лиц. На практике это достигается, в частности, за счет создания холдинговой компании для консолидированного бизнеса в иностранной юрисдикции, обеспечивающей защиту акционеров. Такой подход также повышает привлекательность бизнеса для инвестиционных фондов, поскольку существенно снижает юридические риски инвестирования (например, при отчуждении акций иностранной холдинговой компании возможно заключение договора купли-продажи акций по английскому праву, предусматривающему детальные механизмы защиты инвестора).

Каким рискам подвержены  неактивные компании?    

Как показывает практика, компании, которые не ведут активную хозяйственную деятельность, могут быть подвержены существенным налоговым рискам, обусловленным недостатком внимания к таким компаниям со стороны руководства и сотрудников, отвечающих за соответствие налоговому законодательству в рамках группы. В результате неактивные компании могут столкнуться с рисками, причинами возникновения которых являются неправильный расчет налоговых обязательств, несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, а также невыполнение требований к представлению налоговой отчетности. Помимо этого группа вынуждена нести административные расходы на содержание неактивных компаний, такие как комиссии за ведение банковского счета, аренда офиса, затраты на ведение бухгалтерского учета и др.

Указанные риски и расходы могут снизить эффективность инвестиций в группу российских компаний, если инвестиционный фонд  структурирует инвестиции как покупку доли в холдинговой копании группы, которая помимо ключевых активов владеет также рядом неактивных компаний.

С целью сокращения административных расходов и устранения рисков неполной уплаты налогов может быть принято  решение о продаже или ликвидации неактивной компании. (Присоединение неактивной компании к одной из операционных компаний группы нецелесообразно, так как в этом случае присоединившая компания унаследует все исторические налоговые риски присоединенной компании.)

Продажа является наиболее простым способом исключения  неактивного юридического лица из состава группы.  При условии что на балансе неактивной компании нет существенных активов и обязательств, ее рыночная цена не должна быть значительной, а следовательно, налоговые расходы российской компании-акционера, связанные с продажей акций, также не должны быть высокими. Расходы на минимальную предпродажную подготовку и  составление договора купли-продажи неактивной компании будут намного меньше по сравнению с продажей активной операционной компании.

Однако на практике достаточно сложно найти покупателя неактивной компании: затраты на регистрацию нового юридического лица могут быть сопоставимы с расходами на приобретение готовой неактивной компании. Кроме того, при покупке акций неактивной компании к покупателю переходят ее исторические риски, включая налоговые, что снижает привлекательность покупки. Поэтому если продать неактивную компанию нереально, имеет смысл рассмотреть возможность ее ликвидации.  В этом случае группа понесет расходы по обеспечению юридического сопровождения процесса ликвидации.

***

Уменьшение числа компаний в группе и, соответственно, контролируемых операций, позволяет не только адаптироваться к предполагаемым изменениям законодательства в области трансфертного ценообразования и повысить уровень соответствия налоговому законодательству, но и помогают  сделать структуру группы более понятной для существующих и потенциальных инвесторов, а также банков: группа может выйти на новый уровень качества финансовой и управленческой информации, в частности начать применение МСФО и провести аудит по международным стандартам с меньшими затратами. Кроме этого ощутимая экономия может быть получена вследствие сокращения административных расходов на содержание избыточного числа юридических лиц.

Мы полагаем, что одними из инициаторов процесса рационализации российского бизнеса могут стать инвестиционные фонды, которые заинтересованы в снижении налоговых рисков, повышении уровня соответствия законодательству и уменьшении неэффективных расходов объектов инвестиций.

Статья опубликована в журнале «Рынок ценных бумаг» в сентябре 2012 г.

Опубликовано в Налогообложение Метки: , ,

Уплата НДФЛ при получении учредителем имущества ликвидируемой организации

Всякий раз, когда Вы сталкиваетесь с преимущественным правом покупки, неизменно возникает вопрос как бы избежать уведомления остальных собственников о продаже доли. Одним из наиболее распространенных решений (помимо дарения) является взнос доли в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Рассмотрим данную схему и налоговые последствия на примере передачи доли в земельном участке, принадлежащем другому ООО:

Этап 1 — создание ООО. Здесь все просто: производим оценку земельного участка (привлекается независимый оценщик), затем собственник принимает решение о создании нового ООО. При этом уставный капитал общества формируется путем передачи образуемому обществу имущества по стоимости, указанной в заключении оценщика. В результате мы получаем ООО с уставным капиталом, например, 5 000 000,00 руб.
Этап 2 — регистрация перехода права на имущество в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Сдается стандартный комплект документов. Основанием для перехода права является решение о создании ООО (или, если участников несколько, учредительный договор). В результате, доля в праве общей собственности на абсолютно законных основаниях переходит вновь созданному ООО.
Этап 3 — передача доли в ООО конечному собственнику. Доля может быть передана путем заключения нотариально удостоверенного договора купли-продажи, или, если мы не хотим идти к нотариусу, путем ввода дополнительного участника с последующей передачей доли с использованием преимущественного права покупки.
Обратите внимание на то, что при совершении сделки должны быть надлежащим образом оформлены все платежные документы, свидетельствующие о проведении взаиморасчетов между продавцом и покупателем доли. Они потребуются в дальнейшем для подачи декларации по НДФЛ.
Этап 4 — ликвидация ООО и передача имущества учредителю. Распределение оставшегося после ликвидации имущества производится после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. На регистрацию права собственности помимо стандартного комплекта подаются: решение (протокол) о начале процедуры ликвидации, решение (протокол) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, свидетельства о начале процедуры, назначении ликвидатора, утверждении промежуточного ликвидационного баланса, и, собственно, акт приема-передачи, подписываемый между ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) и участником общества.
Если конечный собственник имущества — физическое лицо, Вам необходимо обратить внимание на следующее:
Получаемое при ликвидации организации имущество является доходом физического лица, а следовательно облагается НДФЛ. Существует 2 позиции по данному вопросу:
1. НДФЛ подлежит уплате со всей стоимости переданного участнику имущества (Письмо Минфина РФ от 08.11.2011 №03-04-06/3-301):
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами.
Статьей 41 Кодекса установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Доход, полученный налогоплательщиком от ликвидируемого общества в виде части нежилого помещения, является доходом в натуральной форме, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 211 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых, исходя из уровня рыночных цен.
С учетом вышеизложенного сумма подлежащего налогообложению дохода, полученного налогоплательщиком при ликвидации общества, определяется исходя из рыночной стоимости переданного ему имущества.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Поскольку при ликвидации общества продажа доли в уставном капитале акционером не производится, доход, полученный налогоплательщиком от ликвидируемого общества в натуральной форме, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы такого дохода. Основания для получения имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, в таком случае отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 5 апреля 2011 г. №03-11-06/2/45:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Поскольку при выходе участника из общества в связи с его ликвидацией продажи доли в уставном капитале не производится, выплаты денежных средств физическим лицам за счет доходов от реализации имущества общества подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода.
2. НДФЛ подлежит уплате на разницу между рыночной стоимостью переданного имущества и стоимостью приобретения доли в обществе (письмо ФНС Минфина РФ от 27.01.2010 №3-5-04/70@):
Порядок определения налоговой базы в отношении доходов, полученных физическими лицами — учредителями, участниками или акционерами ликвидируемых организаций, положениями гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) прямо не установлен.
В то же время положениями ст. 41 части первой Кодекса предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Доход, полученный налогоплательщиком от ликвидируемого ООО в виде земельных участков, является доходом налогоплательщика, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Сумма подлежащего налогообложению дохода определяется исходя из рыночной стоимости упомянутых участков за минусом расходов на приобретение долей в уставном капитале ООО.
При этом ликвидируемое ООО исполняет обязанности налогового агента, предусмотренные положениями п. 1 ст. 226 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет об этом факте налоговый орган по месту своего учета.
Уплата налога производится на основании налогового уведомления в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 228 Кодекса. Привлечение физических лиц к декларированию доходов в таком случае не производится.
Не смотря на то, что судебная практика по данному вопросу нам не известна, последняя позиция представляется наиболее правильной.
На практике налоговая инспекция в данном вопросе встала на нашу сторону и НДФЛ не начислялся в связи с тем, что стоимость переданного имущества (земельного участка) соответствовала расходам на приобретение доли в обществе.
Вопрос налогообложения передачи имущества НДС также не возник, поскольку операции с земельными участками не подлежат обложению НДС.
Для исключения возможных вопросов со стороны налоговых органов при передаче земельного участка в качестве ликвидационного платежа целесообразно предпринять следующие действия:
1. В акте передачи имущества ликвидируемой организации необходимо указать стоимость передаваемого имущества (чтобы исключить возможные разногласия с налоговыми органами  относительно оценки передаваемого имущества)
2. Целесообразно заказать оценку рыночной стоимости переданного имущества на момент его передачи участнику (чтобы подтвердить указанную выше оценку).
В этом случае риск уплаты дополнительного налога на доход для физического лица будет минимальным (учитывая, что стоимость приобретения доли и рыночная стоимость распределенного в пользу физического лица имущества будут примерно равны).
Опубликовано в Право

Образовательные учреждения: если работник имеет судимость

В настоящее время Трудовой кодекс РФ значительно ограничивает возможность образовательных учреждений (при условии что они оказывают услуги несовершеннолетним) заключения трудовых договоров с лицами имеющими судимость или подвергающихся уголовному преследованию. Ограничения введены законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ:

1. Введена статья 351.1 в соответствии с которой:
К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, закон ограничивает возможность привлекать к трудовой деятельности в образовательных учреждениях лиц, совершивших следующие преступления:

* против жизни и здоровья — гл. 16 УК РФ (ст. 105-125)
* свободы, чести и достоинства личности — гл. 17 УК РФ (ст. 126-127.2)
* половой неприкосновенности и половой свободы личности — гл. 18 УК РФ (ст. 131-135 УК РФ)
* против семьи и несовершеннолетних- гл. 20 УК РФ (ст. 150-157)
* здоровья населения и общественной нравственности — гл. 25 УК РФ (ст. 228-245)
* против общественной безопасности — гл. 24 УК РФ (ст. 205-227)

Из этого следует, что трудовой договор может быть заключен с лицами, имеющими судимость по иным статьям УК РФ, например гл. 21 (кража, грабеж, разбой и т.п.), гл. 27 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения, нарушение правил международных перелетов и т.п.), гл. 29 УК РФ (государственная измена, шпионаж, вооруженный мятеж, диверсия, организация деятельности экстремистской организации и т.п.), гл. 34 УК РФ (разработка, приобретение и накопление оружия массового поражения, геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой и т.п.)

Статья 351.1 включена в главу 55 ТК РФ «Особенности регулирования труда других категорий работников». Ограничения для лиц, занимающихся непосредственно педагогической деятельностью установлены в гл. 52 ТК РФ (ст. 331), которая содержит нормы аналогичные ст. 351.1, но дополнительно предусматривает, что помимо изложенных ограничений педагогические работники не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
На основании комплексного толкования указанных норм, с учетом их расположения в структуре ТК РФ, необходимо сделать вывод о том, что положения ст. 351.1 ТК РФ подлежат применению ко всем сотрудникам образовательных учреждений, не осуществляющих преподавательскую деятельность.

Следует также учесть, что данные ограничения возникают не только с момента осуждения работника, но и с момента начала уголовного преследования. Информацию об уголовном преследовании работодателю могут предоставить только органы внутренних дел. Соответственно, основанием для прекращения трудового договора с работником будут: справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления (или преступлений), указанных в ст. 351.1 ТК РФ.

Здесь возникает парадоксальная ситуация: в настоящее время работодатель самостоятельно получить сведения о судимости того или иного работника законным способом не может.

В соответствии с действующим регламентов в органы МВД за получением таких сведений может обратиться либо сам работник, либо государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).

Если трудовой договор с работником был заключен до 07.11.2011г., обязанность требовать справку о наличии судимости у  работодателя отсутствует.

Для увольнения работника в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ у работодателя должны иметься документы, подтверждающие уголовное преследование и (или) возникновение судимости у конкретного работника.

Основанием для прекращения трудового договора с работником будут: справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления (или преступлений), указанных в ст. 351.1 ТК РФ.

 Парадоксальность ситуации заключается в том, что формально в настоящее время такие документы может предоставить работодателю только сам работник.

 В сложившейся ситуации целесообразно сделать следующее:

  1. Запросить у работника (под роспись) сведения, подтверждающие его уголовное преследование по указанным статьям (однако нужно отметить, что у него нет обязанности предоставить эти сведения).
  2. Направить официальный запрос в органы МВД (формально должен быть направлен отказ).

В этом случае работник будет продолжать работать пока у работодателя не появятся документы, подтверждающие факт уголовного преследования. С этого момента работодатель обязан уволить работника.  Наличие у работника беременности и несовершеннолетних детей на это никак не повлияет.

2. Порядок расторжения трудового договора в случае возникновения судимости (уголовного преследования)
Изменения в ТК РФ от 23.12.2010г. затронули также ст. 83 ТК РФ. Указанная статья дополнена п. 13 следующего содержания: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В соответствии с указанной статьей прекращение трудового договора по указанному основанию, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формулировка основания увольнения: п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что трудовой договор расторгнут в связи с возникновением установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Трудовая книжка выдается работнику в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках»).
Законодательством не установлено никаких выходных пособий при увольнении по данному основанию. Однако все причитающиеся работнику суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, т.е. в день увольнения (ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.  Кроме того,  согласно ст. 127 ТК РФ при прекращении трудового договора работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Как быть с уже заключенными трудовыми договорами

Если договор заключен в результате предоставления поддельных документов:
В силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 11 части первой статьи 81 Кодекса, а не по пункту 11 части первой статьи 77 Кодекса. (ВАС РФ Постановление от 17 марта 2004 г. N 2 О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации).

Если работник ранее имел судимость до начала действия закона

В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие; действие закона, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В Федеральном законе N 387-ФЗ нет специального положения об обратной силе содержащихся в нем норм. Следовательно, возникшие до 07.01.2011 трудовые отношения между работодателем, осуществляющим указанные в части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса РФ виды деятельности, и работником, имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в названных статьях Кодекса, прекращению не подлежат.

Опубликовано в Для кадровика, Образовательные учреждения, Право

Как новые правила трансфертного ценообразования повлияют на сделки слияния-поглощения?

Новые правила трансфертного ценообразования, вступившие в силу с 01 января 2012 года, существенно изменили подход к определению налоговых последствий ряда хозяйственных операций, признаваемых контролируемыми сделками.  В статье  рассмотрено влияние этих изменений на особенности предпродажной подготовки объектов инвестиций и составления договоров купли-продажи акций российских компаний.

 Предпродажная подготовка

 Новые правила транcфертного ценообразования  существенно  повысили уровень рисков, связанных с доначислением налогов по операциям между компаниями группы в связи с применением нерыночных цен.  Они достаточно сложны с технической точки зрения и подразумевают существенные затраты времени налоговых специалистов для обеспечения полного соответствия законодательству, по крайней мере, на стадии первого применения. Практика  их применения также еще не успела сформироваться.

 Эти обстоятельства затрудняют количественную и вероятностную оценку рисков трансфертного ценообразования в ходе предынвестиционного налогового  исследования объекта инвестиций, в отношении хозяйственных операций начиная  с 01 января 2012 года. Поэтому консультанты и инвесторы, скорее всего, будут придерживаться достаточно консервативной позиции в отношении этой группы налоговых рисков. Более того, учитывая, что риски объекта инвестиций, связанные с введением нового регулирования, носят перспективный характер, они не могут быть эффективно снижены путем получения гарантий от продавца.

 В результате снижается  инвестиционная привлекательность  объектов инвестиций, для которых характерен большой объем контролируемых операций, налоговые последствия которых  могут быть  оспорены в рамках контроля за ценами в соответствии с новыми правилами.

 Поэтому  особенно актуальным становится  проведение предпродажной подготовки объектов инвестиций со сложной операционной и юридической структурой.  Такая предпродажная подготовка,  в частности, может включать пересмотр отношений со связанными сторонами и консолидацию бизнеса путем уменьшением числа компаний в группе. Если сократить объем контролируемых операций не представляется возможным по коммерческим причинам, в рамках предпродажной подготовки целесообразно провести исследования трансфертных цен и разработать  систему документирования ценообразования в группе.  Устранение или снижение рисков трансфертного ценообразования  до  выставления объекта инвестиций на продажу может стать одним из факторов повышения  индикативной цены бизнеса.

 Составление договора купли-продажи

 Если договор купли-продажи акций российской компании регулируется английским правом, целесообразно учесть отдельные аспекты нового регулирования трансфертных цен следующим образом. Учитывая более высокую вероятность взыскания дополнительных налогов, применяя новые правила трансфертного ценообразования, покупателю целесообразно настаивать на корректировке цены бизнеса или на резервировании средств (например, на специальном счете эскроу, открытом у независимого посредника) в отношении количественно оцененных в ходе предынвестиционного исследования рисков трансфертного ценообразования. П Получения налоговых гарантий от продавца может быть недостаточно.

 Покупателю следует запросить у продавца заверения не только относительно соответствия цен, по которым компания-объект инвестиций осуществляла операции со связанными сторонами рыночному уровню, но и наличия всей необходимой документации, обосновывающей рыночный уровень цен.

 Следует предусмотреть обязанность продавца оказывать содействие покупателю в ходе проведения уполномоченными органами контроля за ценами, поскольку такие контрольные мероприятия осуществляются отдельно от проведения выездных и камеральных налоговых проверок.  Содействие покупателю в ходе осуществления контроля за ценами может включать  разъяснение уполномоченному органу  характера и экономической сущности контролируемых операций (включая разъяснение функций и рисков сторон сделки, а также подхода к оценке рыночной стоимости используемых активов).

 При определении срока, в течение которого покупателю могут быть предъявлены претензии в отношении исторических рисков следует учесть, что претензии, связанные с применением трансфертных цен, могут быть предъявлены за рамками трех летнего срока с момента совершения налогового правонарушения (учитывая, что рассмотрение претензий, скорее всего, будет осуществляться  в судебном порядке).

 При установлении правил расчета цена сделки на основе бухгалтерского учета  объекта инвестиций после сделки (completion accounts – финальные бухгалтерские книги) следует предусмотреть возможность симметричных корректировок, связанных с применением трансфертных цен между объектом инвестиций и компаниями группы продавца (в случае симметричной корректировки доначисление по налогам одному налогоплательщику вследствие применения нерыночных цен сопровождается правом контрагентов этого налогоплательщики на соответствующее уменьшение налоговых обязательств).

 Указанные выше аспекты  затрагивают  далеко не все вопросы, связанные с новыми правилами трансфертного ценообразования, которые следует иметь в виду при составлении договора купли-продажи акций российской компании. Поэтому при составлении такого договора необходимо привлечение налогового консультанта.

***

Обобщая изложенное, применение новых правил трансфертного ценообразования представляет собой областью дополнительных рисков, как минимум, на стадии выработки практики их применения налогоплательщиками и контролирующими органами.  Как ответ на такие вызовы, российские компании, рассматривающие привлечение инвестиций, стали уделять большее внимание прозрачности операций между компаниями группы и постепенно отказываться от практики перераспределения финансового результата при помощи трансфертных цен.

Опубликовано в Налогообложение Метки: , , ,

Продолжительность отпуска методиста

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 (ред. от 21.05.2012) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (Приложение №1, п. 6) установлено, что работники образовательных учреждений высшего профессионального образования, а именно:
  • Ректоры (директора)
  • Первые проректоры
  • Проректоры (заместители директора)
  • Директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений
  • Профессорско-преподавательский состав
  • Воспитатели
  • Методисты
  • Концертмейстеры
  • Педагоги-психологи
  • Заведующие докторантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями;
  • Руководители (заведующие) производственной практикой
  • Ученые секретари
  • Педагоги дополнительного образования
Имеют ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
При этом Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.
Следует отметить, что для
  • Профессорско-преподавательского состава
  • Воспитателей
  • Методистов
  • Концертмейстеров
  • Педагогов-психологов
  • Педагогов дополнительного образования
Требование о наличии преподавательской работы в объеме не менее 150 часов не установлено.
Таким образом, работодатель обязан предоставлять перечисленным работникам ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой:
В частности Президиум Приморского краевого суда в Постановлении от 05.06.2009г. №44г-59 указал следующее:
Ф. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работала во Владивостокском филиале негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <…> (далее — университет), в том числе в должности методиста учебного отдела с 13 декабря 1995 года. 24 августа 2006 года она была уволена по сокращению штата. За указанный период работы ежегодный отпуск ей предоставлялся в меньшем количестве дней, чем это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений». Всего за период работы с 1 октября 2002 года по 24 августа 2006 года ей не предоставлен отпуск в размере 112 календарных дней. Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении также не выплачена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене в части отказа Ф. в иске о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и процентов за задержку выплаты указанных сумм, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении требований истицы о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск верно отклонили доводы представителя ответчика и правильно указали, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» истица имела право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарных дней.
Однако вывод о пропуске Ф. срока на обращение в суд с указанными требованиями сделан судом с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Из материалов дела следует, что истице ежегодно предоставлялся отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней (л. д. 230 — 234). При этом обязанность работодателя предоставить работнику отпуск продолжительностью, установленной в законе, сохранялась.
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (статья 126).
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127 ТК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд исходил из того, что истицей пропущен, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, поскольку с приказами о предоставлении ей отпуска Ф. была своевременно ознакомлена, в установленный законом срок их не обжаловала. С заявлением о замене части отпуска денежной компенсацией истица не обращалась.
Такой вывод не основан на законе.
Исходя из анализа указанных норм, в период действия трудового договора обязанность выплатить работнику денежную компенсацию за неиспользованный отпуск без соответствующего заявления у работодателя отсутствует, однако сохраняется обязанность предоставить отпуск установленной законом продолжительности. Обязанность выплаты компенсации за неиспользованный отпуск возникает у работодателя только при увольнении работника. Таким образом, течение срока на обращение в суд за защитой нарушенного права начинается со дня увольнения. Поскольку Ф. обратилась с иском в суд 28 августа 2006 года, срок на обращение не пропущен.
Поскольку судом существенно нарушены нормы материального права, судебные постановления в части отказа Ф. в иске о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и процентов за задержку выплаты указанных сумм подлежат отмене.
ВЫВОДЫ:
Сокращаемому работнику, занимающему должность методиста, полагается выплата компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 56 календарных дней в год.
Опубликовано в Для кадровика, Образовательные учреждения, Право Метки:

Совместительство и совмещение

Для определения того, какое количество отработанных часов необходимо ставить в Табеле учета рабочего времени необходимо прежде всего уяснить, работает сотрудник по совместительству или по совмещению.
Определения:
  • совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ);
  • совмещение — выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).
Таким образом, при совместительстве работа выполняется обязательно в свободное от основной работы время (т.е. это дополнительное время, которое учитывается в табеле), а при совмещении — в течение рабочего дня (т.е. в рамках нормальной продолжительности рабочего дня).
При совместительстве. С работником, принимаемым по совместительству, необходимо заключать трудовой договор на выполнение регулярной оплачиваемой работы в том же учреждении (внутреннее совместительство) и (или) в другом учреждении (внешнее совместительство). В трудовом договоре нужно обязательно указывать, что работа является совместительством.
Прием на работу по совместительству осуществляется по общеустановленным правилам.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого она будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.
ТК РФ предусмотрены ограничения по категориям лиц, которые могут работать по совместительству. Так, в соответствии со ст. ст. 282 и 329 ТК РФ не допускается работа по совместительству:
  • лиц в возрасте до 18 лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда — если основная работа связана с такими же условиями;
  • работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, — на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Кроме того, ограничения в работе по совместительству могут быть установлены и в иных случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
Например, ст. 282 ТК РФ предусмотрено, что особенности регулирования работы по совместительству для педагогических работников и работников культуры, помимо особенностей, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, могут определяться в порядке, утверждаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу положений этой статьи Правительство РФ Постановлением от 04.04.2003 N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» поручило Минтруду определить особенности работы по совместительству указанных категорий работников.
В целях реализации данного указания было издано Постановление Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому в отношении педагогических работников и работников культуры был приведен перечень работ, которые не считаются для них совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора, а именно:
  1. литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
  2. педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
  3. осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
  4. осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
  5. педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
  6. работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
  7. работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
  8. работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
Особенности выполнения работ по совместительству в отношении руководителей предусмотрены:
  • ст. 35 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»: должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству;
  • ст. 276 ТК РФ: руководитель учреждения может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, собственника имущества организации либо уполномоченного собственником лица (органа) и не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации;
При совмещении. На основании письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. В этом случае заключение отдельного трудового договора не требуется, достаточно издания приказа руководителя и оформления соглашения к трудовому договору о возложении на работника такой работы.
В свою очередь, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ст. 60.2 ТК РФ).
Продолжительность рабочего времени
При совместительстве. В соответствии со ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.
В то же время ТК РФ установлено, что работник может трудиться по совместительству полный рабочий день в следующих случаях:
  • когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей;
  • когда по основному месту работы работник приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней;
  • когда по основному месту работы работник отстранен от работы в соответствии с медицинским заключением и отсутствием иной подходящей работы (ст. 73 ТК РФ).
В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ст. 284 ТК РФ).
Такое ограничение не применяется тогда, когда работник по основному месту работы приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней и когда он отстранен от работы в соответствии с медицинским заключением и отсутствием иной подходящей работы.
Особые условия работы по совместительству установлены, в частности, для педагогических работников и работников культуры. Согласно Постановлению N 41 продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать:
  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
  • для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Кроме того, предусмотрено, что педагогическая работа высококвалифицированных специалистов, выполняемая на условиях совместительства с согласия работодателя, может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
При совмещении. Ограничений по продолжительности рабочего времени при совмещении не предусмотрено, поскольку дополнительная работа выполняется в течение рабочего времени по основной работе.
Устанавливаются лишь срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем.
Оплата труда
При совместительстве. Согласно ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится:
  • пропорционально отработанному времени;
  • в зависимости от выработки;
  • на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Рассмотрим на примере, как рассчитать сумму оплаты труда совместителя пропорционально отработанному времени.
Пример. Музыкальный руководитель общеобразовательной школы принят на работу по совместительству в качестве преподавателя музыкальной школы. Продолжительность его рабочего времени — девять часов в неделю (36 ч в месяц). Оклад по данной должности составляет 5000 руб. при выработке 18 ч в неделю (72 ч в месяц). Фактически установленное ему время отработано полностью.
Оплата труда преподавателя музыкальной школы составит 2500 руб. (5000 руб. x 36 ч / 72 ч).
При совмещении. В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
Пример. На бухгалтера драматического театра с окладом 8000 руб. в месяц возложены обязанности начальника отдела кадров. Приказом руководителя за совмещение должностей ему установлена доплата в размере 40% оклада по основной должности (процентная ставка утверждена коллективным договором).
Доплата бухгалтеру за исполнение обязанностей начальника отдела кадров составит 3200 руб. (8000 руб. x 40%).
Общая сумма заработной платы за месяц составит 11 200 руб. (8000 + 3200).
Может ли совместитель одновременно совмещать несколько должностей?
Как уже было сказано выше с совместителем заключается трудовой договор в соответствии с которым продолжительность его рабочего времени не может превышать 4 часа в день.
При совмещении по соглашению сторон на работника возлагаются дополнительные трудовые функции (обязанности) за дополнительную плату. По сути совмещение представляет собой временное изменение предмета трудового договора. Работа по совмещению выполняется в основное рабочее время, поэтому нарушений трудового законодательства в отношении работника принятого по совместительству не возникает.
Таким образом, работник принятый по совместительству в организацию вправе совмещать несколько должностей. 
Подготовлено с использованием материалов КонсультантПлюс.
Опубликовано в Для кадровика, Право Метки: , ,

Заключение трудового договора с преподавателем — военнослужащим

Особенности заключения трудового договора с военнослужащим:

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ  «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы гражданами осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного закона право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.
Содержание понятия «военная служба» раскрывается в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», под которой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Таким образом, основной работой (службой) военнослужащего является выполнение обязанностей военной службы. Выполнение таких обязанностей налагает на лицо ограничения, в частности в силу абз. 2 п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы (п. 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).
Таким образом, военнослужащий не может совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Это относится как к служебному, так и к неслужебному времени, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В указанных случая допустим заключение трудового договора, договора подряда, договора возмездного оказания услуг и т.п.
Поскольку основной деятельностью для военнослужащего является выполнение обязанностей военной службы, в случае заключения трудового договора, такой договор должен заключаться на условиях внешнего совместительства с учетом особенностей труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ для педагогических и творческих работников.
Следует обратить внимание на то, что у работодателя нет обязанности проверять, имеет ли работник статус военнослужащего. Т.е. даже если с военнослужащим будет заключен договор который он в силу своего статуса не мог заключать, данное обстоятельство не будет являться для работодателя (заказчика услуг) нарушением требований действующего законодательства и не влечет  для него каких либо негативных последствий. 
Опубликовано в Образовательные учреждения, Право Метки: ,

ТСЖ и право собственности на общее имущество многоквартирного дома

1. ТСЖ не имеет права собственности на общее имущество дома — оно только им управляет и эксплуатирует.

В соответствии с п. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 ст. 38 ЖК РФ условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Права товарищества собственников жилья указаны в ст. 137 ЖК РФ. Обязанности товарищества собственников жилья установлены в ст. 138 ЖК РФ. Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой.
Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 13.02.2006 N КГ-А40/14-06 указывает, что общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений, а не принадлежит на праве собственности ТСЖ.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.06.2009 N А78-3762/08-Ф02-2496/09 пришел к выводу, что правом собственности на общее имущество ТСЖ не обладает, а лишь наделено полномочиями по управлению и эксплуатации общим имуществом домовладельцев.
Таким образом, ТСЖ не обладает правом собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
2. Поскольку ТСЖ не обладает правами на общее имущество дома, порядок его использования определяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО соглашением между собственниками.
Опубликовано в Право, ТСЖ и все что связано Метки: , ,